Экономика России. В шаге от коллапса

На модерации Отложенный

Россия переживает тройной шок: обвал нефтяных котировок, курса рубля и фондового рынка усугублен резким замедлением мировой экономики и введением в стране беспрецедентных карантинных мер на фоне пандемии коронавируса.

На первом этапе кризиса в начале марта вся повестка вертелась вокруг нефтяных котировок и курса рубля. Обвал рынков ударил по потреблению, резко поднял цену импорта и нанес сокрушительный удар по промышленности, прежде всего — нефтегазовой.

Развал сделки ОПЕК позволил России нарастить добычу нефти, но очень скоро стало понятно, что она никому не нужна: по состоянию на 2 апреля отечественная нефть Urals торгуется ниже 20 долларов за баррель, и это не предел. Учитывая существующие дисконты на рынках, переполненность всех мировых хранилищ и резкое замедление спроса со стороны основных потребителей (прежде всего в Европе и Китае) аналитики прогнозируют, что черное золото может подешеветь еще сильнее. Доходит до разговоров об отрицательных ценах вплоть до ситуации, когда экспортеры будут сами доплачивать за закачку их нефти в хранилища.

 С другой стороны к началу апреля фондовый рынок демонстрирует признаки стабилизации. То есть того самого «дна». Индекс Мосбиржи консолидировался на уровне 2 500 пунктов, что на 600 пунктов ниже февральских торгов, но и на 400 пунктов выше пикового обвала середины марта. Аналогичная картина по курсу рубля: в последние недели национальная валюта закрепилась на планке 78-79 рублей за доллар и 85-86 рублей за евро. Это плохой курс, но ситуация все же успокоилась, чему способствовала активность ЦБ, насыщающего рынок валютой из резервов.

 Впрочем, мы находимся в самом начале кризиса. Даже не в середине. Причина — разрастание пандемии коронавируса, захватившей в том числе и Россию. Путинская «нерабочая неделя» перерастает в карантинный месяц введения в большей части регионов жесткого режима принудительной изоляции. Еще до объявление этих мер специалисты рассчитали, что в 2020 году из-за падения цен на нефть и сопутствующих факторов консолидированные бюджеты субъектов РФ могут потерять до 1,1 трлн.

рублей. В новых условиях трезвой кажется оценка на уровне 1,5-2 трлн. рублей выпадающих доходов.

И это далеко не все. Любая рыночная экономика (в том числе российская) строится на самозанятости населения в частном секторе, для России это прежде всего торговля, транспорт и сфера услуг. Карантинные меры быстро, почти мгновенно обрушивают рыночную экономику. По мнению специалистов, каждая неделя «простоя» для пострадавших от запретов секторов бизнеса оборачивается потерями на уровне 1 трлн. рублей. Повторим — каждая неделя. Далее нас ожидает кризис неплатежей по кредитам, массовые банкротства, скачок безработицы и стремительное обнищание домохозяйств. Это не пугалки — уже сейчас из-за вынужденного домашнего ареста миллионы людей теряют работу, а владельцы малого бизнеса заявляют, что вряд ли смогут возобновить деятельность даже после окончания карантина.

 Ситуацию могла бы выправить грамотная работа Правительства РФ в режиме «на опережение», как это происходит, например, в США, где федеральные органы исполнительной власти объявили о беспрецедентных мерах поддержки бизнеса, или в Европе, где правительства взяли на себя обязательства по выплате зарплат работникам частного сектора на период простоя. В России ничего подобного нет даже в первом приближении. Да кое-какие точечные меры принимаются, но в целом можно сказать, что граждане и бизнес поставлены в условия карантина без внятного плана действий, твердых гарантий и компенсационных мер со стороны Правительства Михаила Мишустина.

По оценке главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ВВП России в 2020 году может упасть на 8%. То есть речь идет о самом серьезном сокращении экономики за 20 лет. Окончательные выводы делать рано, но пока ситуация выглядит крайне печально и лучше всего описывается словом фиаско. Ждем очередного обращения президента Владимира Путина. Хотя странно уповать на «доброго царя» после всего, что произошло в стране за последние два месяца.

Автор: Марк Блок