Вирус нищеты. Почему 2020-й год будет для россиян только хуже
На модерации
Отложенный
Россияне не сумели за последние годы накопить сбережения для того, чтобы чувствовать себя относительно уверенно во время кризиса. Многие уже опасаются, что в случае увольнения останутся без средств к существованию. Безработица может стать серьезной экономической проблемой и породить новый виток бедности, говорят эксперты. Что со всем этим делать властям?
Reuters
Большинство россиян оказались без сбережений в кризис, пишет РБК со ссылкой на соцопросы. А многие из тех, кто все-таки имеет накопления, истратят их в случае потери работы за несколько месяцев.
На этом фоне все больше россиян опасаются не только коронавируса, но и увольнения из-за эпидемиологического кризиса. Безработица в скором времени может стать серьезной проблемой, говорят экономисты.
При этом российские власти за десять лет так и не смогли победить бедность. И теперь с ней придется бороться уже в условиях кризиса. Почему для россиян наступают тяжелые времена и что со всем этим делать государству?
Не проживут и пары месяцев
Почти две трети россиян (63,6%) вообще не имеют накоплений, показало социологическое исследование, выполненное научно-техническим центром «Перспектива» по заказу страховой компании «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие».
А большинству из тех, у кого они все-таки есть, хватит их в случае внезапной потери ежемесячных доходов в лучшем случае на полгода.
Каждый третий респондент (36,4%) сообщил, что у него есть накопления, показало исследование аналитического центра НАФИ. Но в случае потери основного источника дохода 42% россиян смогут оплачивать все необходимые расходы без займов у близких и оформления кредитов в течение одного месяца. Четверть (26%) респондентов - менее трех месяцев. В среднем при потере работы накоплений россиян хватит на 63 дня, следует из результатов опроса.
Нефть и продовольствие не спасут от кризиса
Аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) уже назвали происходящее в экономике России кризисом, характеризуя текущую ситуацию как «патовую», пишет «Коммерсант». Многолетняя стагнация, ухудшение структуры и потенциала роста экономики привели к тому, что в 2019 году у бизнеса и граждан не оказалось «запаса прочности».
На этом фоне фактически весь прирост выпуска промышленных товаров в России сконцентрирован в трех секторах: добыча полезных ископаемых, производство других видов сырья, материалов и комплектующих, и прежде всего удобрений, а также пищевая промышленность.
Но после обрушения цен на нефть экспорт углеводородов и другого сырья из фактора роста превратится в причину обвала экономики, предрекают эксперты.
При этом властям не удалось обеспечить снижение бедности: майские указы президента Владимира Путина лишь заморозили проблему. К концу 2019 года каждое седьмое домохозяйство (в начале 2018 года - каждое шестое) находилось в ситуации, когда снижать потребление без «капитальной ломки и соответствующих масштабных социальных последствий вряд ли возможно», отмечают аналитики ЦМАКП. Проще говоря, люди дошли до пределов возможности экономить над чертой, за которой начинается нищета.
Вирус породит безработицу
Ключевой риск от распространения коронавируса - безработица, пик которой при любом сценарии превысит уровень 2009 года, говорят эксперты. Государство в этих условиях гарантирует некое минимальное пособие по безработице на уровне МРОТ (12 130 рублей), но это лишь четверть средней зарплаты по стране. Тогда как, например, Германия готова гарантировать до 80% дохода.
Но для России это слишком дорого: с одной стороны, государственные сбережения превышают 10% ВВП и государственный долг низкий, а с другой - при активном расходовании фонда национального благосостояния (ФНБ) есть риск оказаться и без сбережений, и без возможности занимать на рынке.
Не исключен рост безработицы на 2-3 процентных пункта (около 2 млн человек) на пике в течение года, считают специалисты. А дальше все будет зависеть от восстановления экономики: после 2009 года занятость за год отыграла большую часть падения.
Что делать?
Россия - страна достаточно бедная, и у большей части населения нет финансовой возможности откладывать деньги. Сейчас нужно быстро разворачивать программы поддержки населения для тех, кто в первую очередь пострадает от кризиса, полагают эксперты.
Кроме повышения размера пособия по безработице, предложенного властями Москвы и Подмосковья, необходимы дополнительные меры. Например, отдельно нужно помогать семьям с детьми - они действительно уязвимы. Но в идеале надо бы поддерживать предприятия, чтобы снизить масштаб увольнений, говорят экономисты.
Кризис бедности имеет сейчас не фронтальный, а структурный характер, считают эксперты ЦМАКП. То есть, какие-то группы населения продолжают жить, как жили, а какие-то упали в яму нищеты. Экономисты предлагают не допустить провала в потреблении домохозяйств и выровнять его уровень между доходными группами. «В случае проведения эффективной политики борьбы с бедностью можно рассчитывать на возникновение зон роста в ряде секторов сельского хозяйства и пищевой отрасли», - считают в ЦМАКП.
Комментарии