Гибель «Курска»: только через 19 лет водолазы рассказали, что там было

На модерации Отложенный

 

 

Восемнадцать лет назад в Баренцевом море при загадочных обстоятельствах затонула атомная подводная лодка «Курск». Погибли все 118 членов экипажа. Страна и мир пристально следили за попытками спасательной операции, однако тогда, в 2000-м, Военно-морской флот России оказался не способен вызволить оставшихся в живых после взрыва на борту моряков из водного плена.

Как сегодня свидетельствуют эксперты, причина неудачи заключалась не только в том, что на заре нулевых годов в стране не было денег на перевооружение и переоснащение флота. Подводникам не хватило профессиональной подготовки — впрочем, как и тем, кто должен был вытащить людей с затонувшей субмарины.

Вечером 10 августа 2000 года «Курск» вышел из Кольского залива в море, чтобы принять участие в первых после развала СССР масштабных учениях Северного флота. Событие считалось крайне важным — за ходом учений следили не только в России, но и на Западе. Утром 12 августа подлодка должна была осуществить учебную ракетную и торпедную атаку на эскадру во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» и атомным крейсером «Петр Великий». В 11.28 гидроакустик на крейсере зафиксировал мощный хлопок под водой, однако его характера определить не удалось.

О затоплении «Курска» стало известно лишь поздно вечером. Поиски начались утром следующего дня — вскоре подлодка была обнаружена лежащей на дне на глубине 108 метров.

«Мы были уверены, что если не всех, то большую часть экипажа можно было спасти, — делится воспоминаниями с корреспондентом Федерального агентства новостей председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников, бывший командир атомного подводного крейсера Игорь Курдин. — К сожалению, этого не произошло, просто нечем было их спасать.

В России имелись только две уникальные спасательные подводные лодки 940-го проекта типа «Ленок», базировавшиеся на Северном Ледовитом и Тихом океане.

Таких спасательных субмарин не было ни у кого в мире! Но к моменту гибели «Курска» одна из них была продана в Китай, а другая ушла на металлолом». Курдин принимал активное участие в расследовании обстоятельств катастрофы «Курска», по итогам которого официальной причиной гибели более сотни подводников был назван взрыв одной из торпед на субмарине.

По словам Курдина, с тех пор в систему безопасности на российских подводных лодках внесены существенные изменения. «Система подготовки экипажа по борьбе за живучесть на подводных лодках была изменена. Но вообще-то, такая подготовка всегда считалась важнейшим делом для команды. Подлодки частенько бывают там, где под килем несколько тысяч метров. И я учил своих ребят, что в случае аварии никто не поможет, кроме нас самих», — рассказывает Курдин.

Разруха и самонадеянность

Выжившие в первые часы моряки «Курска» так и не сумели самостоятельно покинуть лодку. Лишь 20 августа к субмарине подошли норвежские спасатели, вскрывшие кормовой спасательный люк на следующий день.

Однако тела подводников извлекались долго и мучительно. По словам Бориса Кузнецова, адвоката, представлявшего интересы родственников погибших моряков, если бы командование флота незамедлительно обратилось за помощью к иностранным специалистам, удалось бы спасти тех 23 моряков, что смогли на некоторое время после аварии укрыться в девятом кормовом отсеке. Как отмечает военный обозреватель Владислав Шурыгин, события того времени наглядно свидетельствовали о полной разрухе в российской армии и на флоте. «Ситуация с «Курском» была драматична в своей обреченности. Это была одна из самых нижних точек состояния наших Вооружённых сил, когда в их составе оставались только отдельные боеспособные единицы.

Целые структуры к тому времени прекратили свое существование, в том числе и структуры системы спасения», — говорит эксперт.