Туркменбаши озаботился проблемами связи

Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов потребовал разобраться с низким качеством мобильной связи в республике после того как из страны была фактически выдворена российскую компанию МТС

В декабре Минсвязи Туркмении приостановило лицензию дочерней компании МТС, обслуживавшей 2,4 миллиона абонентов 85% пользователей мобильной связи в стране. Попытки российской компании решить вопрос путем переговоров натолкнулись на молчание туркменской стороны. В итоге единственный на сегодня оператор мобильной связи "Алтын Асыр", государственный монополист, оказался не в состоянии "переварить" массовый наплыв оставшихся без связи абонентов. В среду туркменский президент впервые высказал недовольство качеством мобильной связи в стране.

Как сообщил проправительственный сайт Turkmenistan.ru , Бердымухамедов потребовал "незамедлительно принять необходимые меры и решить все существующие вопросы в организации высококачественной работы предприятий сотовой связи". Контроль над исполнением поручения возложен на вице-премьера по транспорту и связи Назаргулы Шагулыева.

Трудно понять логику туркменских властей. В ноябре прошлого года Минсвязи выдало МТС лицензию на услуги связи третьего поколения, а месяцем позже приостановило лицензию на оказание услуг связи. Кажется, что Ашхабад не смог просчитать последствий, вызванных уходом российского инвестора, и теперь пребывает в некоторой растерянности. В сообщении Turkmenistan.ru не говорится, как местные связисты должны поднять "на уровень современных требований" работу оператора, чья емкость рассчитана на обслуживание не более 500 тысяч абонентов. Да и что делать с инфраструктурой МТС туркменские власти не совсем понимают.

Сначала МТС предписывали до 1 января демонтировать все оборудование и вывезти его за пределы страны. Потом ряд Интернет-ресурсов опубликовал новость , что сеть МТС будет использована для создания национального оператора связи. А затем в начале февраля президент страны вообще дал указание создать трех независимых операторов сотовой связи с помощью зарубежных инвесторов, но с долей туркменских компаний более 50% в каждом из них.

"Для того, чтобы между компаниями сотовой связи возникла конкуренция, а также для систематического расширения объема и повышения качества оказываемых ими населению услуг, в особенности, по обеспечению высокоскоростной системы связи Интернет, необходимо создать не менее трех самостоятельно работающих, не зависимых от государства компаний сотовой связи", – дал поручение правительству Бердымухамедов, которого цитировали проправительственные СМИ .



"Доля отечественных компаний в этих совместных предприятиях должна превышать 50 процентов", – отмечал он.

В то же время реакцию туркменского лидера вряд ли стоит рассматривать как первый шаг к примирению после того, как МТС подала на Ашхабад иски в международные арбитражные инстанции, а МИД РФ в начале марта выступил в защиту российского инвестора .

Некоторые СМИ указывали, что за действиями туркменских властей стоит банальное рейдерство. В конце декабря прошлого года сайт туркменской оппозиции в изгнании "Хроника Туркменистана" за рубежом сообщал со ссылкой на свои источники, что активы МТС после национализации и объявления тендера могут перейти одной из зарегистрированных в Бельгии фирм, контролируемой родственниками Бердымухамедова.

"Сейчас властями, в лице министерства связи, определяется форма захвата и кому именно перейдет всё оборудование и вся инфраструктура. Есть информация, что одним из хозяев станет фирма Enex, зарегистрированная в Брюсселе (по нашим сведениям возглавляет ее Koen Minne – юрист из Бельгии, считающийся почетным консулом Туркменистана в Бельгии и Евросоюзе. В этом году он неоднократно встречался с Г. Бердымухамедовым), и контролируемая родственниками туркменского президента. Ранее эта фирма была известна в Туркменистане как поставщик оборудования для электросетей", – сообщает сайт chrono-tm.org .

Если это так, то озвученная реакция Бердымухамедова выглядит отмашкой на скорейшее отчуждение активов МТС. В силу особенностей политического устройства Туркмении невыполнение распоряжений единовластного президента чревато отставками. Поэтому нельзя исключить, что правительству остается в спешном порядке передать принадлежавшую МТС инфраструктуру на баланс ставшего монополистом "Алтын Асыра".