История о том, как Кутузов сдал Москву, или У страха глаза велики . Часть 2

Часть 2

И снова мы вернемся в избу в Филях, где проходил военный совет:

В прениях первым выступил Барклай-де-Толли, подвергший критике позицию под Москвой и предложивший отступать:
«Сохранив Москву, Россия не сохраняется от войны, жестокой, разорительной. Но сберёгши армию, ещё не уничтожаются надежды Отечества, и война… может продолжаться с удобством: успеют присоединиться в разных местах за Москвой приготовляемые войска».

 

Михаил Кутузов.

 

Михаил Кутузов.

 

 

 

 

Что за бред несет этот Барклай? Кто ему нашептал в ухо, что если дать еще одно сражение у стен Москвы, Россия потеряет армию? Что это за писк боевого генерала? Наоборот, хороший и смелый бой за Москву даст выиграть время, пока новые русские войска подойдут с другой стороны с маха атакуют противника с двух или трех сторон. Складывается впечатление, что некоторые генералы реально решили сохранить свои жизни, а на остальное просто плевать хотели. Они испугались гибели в бою.

Важные реплики от участников совета:

Многие генералы правильно оценили настрой войск, они прямо так и сказали Кутузову и другим пораженцам:

«Отступление армии по улицам Москвы произведёт тягостное впечатление на горожан». На это Кутузов возразил, что армия французская рассосётся в Москве, как губка в воде, и предложил отступать на рязанскую дорогу.

Все! Этот толстый пораженец слился окончательно и похоже уже никого не слушал. Отступать и отступать, вот что вертелось в мозгу Кутузова, это стало его идеей фикс. Идеей предателя, якобы, спасшего армию. Кому нужна армия, отдавшая города на грабеж и уничтожение неприятеля. И почему Кутузов решил, что он и есть Русская Армия? Его не поняли ни солдаты, ни офицеры, только что вышедшие из Бородино, практически никто.

Дальше еще интересней и трагичнее.

Опираясь на мнение меньшинства присутствующих Кутузов принял личное решение, не давая сражения на неудачной позиции, оставить Москву (ибо, по его словам, повторявшим Барклая-де-Толли, «с потерей Москвы не потеряна ещё Россия»), чтобы сохранить армию для продолжения войны, а заодно сблизиться с подходящими резервами.

Разве можно такого полководца назвать дальновидным? Он отдает приказ оставить город полный фуража, вина, медикаментов и палат, чтобы сблизиться с тыловыми обозами, которым самим уже есть особо нечего. Это идиотизм, не иначе? Все тыловые полки и спешили на помощь, чтобы вместе оборонять Москву, гнездо России, ее сердце.

А тут приказ, пожилого человека «Срочно отступать!»

И куда отступать-то, к чёрту на кулички? Где зализывать раны русской армии?

Кутузов сам и проговорился, сказав, что французы рассосутся по Москве, как губка по воде. Так почему тогда и не дать бой в этой Москве по отдыхающему неприятелю? Ага, нельзя ему этого делать, видно какая-то тайная дипломатия с Наполеоном, какие-то правила игры, неведомые нам!

Все это называется просто: коррупция, откуп на волю врага, предательство и возможно дележка каких-то ценностей.

Теперь рассмотрим отступление с точки зрения военной психологии и даже психиатрии.

Когда одна битва завершилась, и не до конца ясно, кто наверху, русский солдат всегда рвется в новый бой. Адреналин-то на максимальном уровне, успех нужно закрепить и добить врага, пусть и в самой Москве, но добить! И крикнуть: «Ура — Победа!»

Все это отняли у русского солдата, он с поникшей головой оставляет Москву, сам не понимая, почему, нельзя добить французов, которым тоже здесь не малина. Французы на чужой земле, они простыли, они устали морально, они ждут ночных нападений, измотаны и деморализованы. Представьте, кругом болота, ноги у солдат промокли, в России совершенно другой микробиологический климат. Начинаются заболевания бронхов и легких. Лошади голодны. Вот-вот русские пойдут в новую атаку и разобьют их. Это же логично! Нет, русские убегают, оставляя миллионные ценности и продовольствие. Это невероятно!

 

Наполеон наблюдает за горящей Москвой.

 

Наполеон наблюдает за горящей Москвой.

Представим такую картину. Сталин испугался и приказывает сдать Москву в 1941. Ведь не было такого, не было! Стоять до конца! Москву фашистам не сдавать! И ведь смогли, не сдали, не поджали хвост и все получилось. И получилось бы в 1812 году, нет никакого сомнения.

Что замыслил Кутузов? Он придумал, что так можно вообще вывести дворянство из войны, а подставить на бойню народ. То есть, именно дубина партизанской войны и добивала Наполеона. А дальше все как обычно, все лавры достались ему и его генералам которые уже громили Наполеона за пределами России и вошли в Париж. А народ, выбивший захватчиков с родной земли, опять вернулся к своим цепям и мотыгам, к своему крепостному хозяину — дворянину.

Есть также версии, что Кутузов был активным членом масонской ложи и выполнял приказы не только русского Царя. Но это уже совсем другая история.