ВВС -Кого и почему защищает Турция в сирийском Идлибе?

ВВС -Кого и почему защищает Турция в сирийском Идлибе?

  

https://www.bbc.com/russian/features-51713122

 

 Дамаск и Москва объясняют наступление на "зону деэскалации" в Идлибе тем, что там правят бал террористы - а Турция оказалась с ними заодно. Идлиб, по оценкам экспертов, и вправду в основном контролируют исламисты-радикалы,

  

"Хайат Тахрир аш-Шам" (ХТШ) - коалиция исламских радикалов, которая признана террористической и запрещена во многих странах, в том числе в России. Это название внесено в соответствующий список ООН как одно из имен "Джебхат ан-Нусры" - организации боевиков, которая, в свою очередь, считалась сирийским крылом "Аль-Каиды" (обе организации также признаны террористическими и запрещены в том числе и в России).

В январском докладе ООН о ситуации в Сирии численность бойцов ХТШ оценивается в 12-15 тысяч. Это самая боеспособная сила из тех, что противостоят армии Асада и россиянам с иранцами в Идлибе.

 

 "Национальный фронт освобождения"

Национальный фронт освобождения (НФО) - это коалиция группировок, которую поддерживает, финансирует и вооружает Турция. Прошлой осенью НФО формально влился в состав Сирийской национальной армии (ранее известной как Свободная сирийская армия) - крупного вооруженного формирования, которое, в частности, вместе с турецкой армией воевало против курдских формирований на территории Сирии.

По оценке министерства обороны США, численность НФО и других протурецких группировок в Идлибе составляет от 22 до 50 тысяч бойцов. Тем не менее, по оценке американского аналитика из The Century Foundation Арона Лунда и многих других экспертов, НФО явно слабее, чем "Хайат Тахрир аш-Шам".

 

Помимо двух названных коалиций, в Идлибе действуют разные небольшие группировки.

Самой заметной из них эксперты считают "Хуррас ад-Дин" ("Защитники веры"). Эту отколовшуюся от "Хайат Тахрир аш-Шам" организацию исламских фундаменталистов многие называют преемницей (или филиалом) "Аль-Каиды" в Сирии.

Соответственно, многие страны - США, Россия и другие - причисляют ее к террористическим.

"Защитники веры", по наблюдениям аналитиков, время от времени и по необходимости действуют совместно с ХТШ. Их численность специалисты ООН в опубликованном в январе докладе оценили в 3500-5000 человек.

 

Кроме того, в Идлибе воюет союзная ХТШ группировка уйгуров из китайского Синьцзяна под названием "Исламская партия Туркестана" (также объявлена террористической и запрещена многими странами, включая Россию),

бригада узбекских исламистов, а также, как предполагают эксперты, таджики, чеченцы и другие джихадисты-иностранцы, в разное время приехавшие воевать в Сирию.

 

 Важной причиной, по которой Турция во главе с Эрдоганом защищает Идлиб, внешние наблюдатели почти единодушно считают стремление Эрдогана выглядеть сильным и решительным лидером вкупе с желанием поддерживать образ суннитской Турции как защитницы суннитов Сирии от шиитской власти Асада и его союзников-иранцев.

"Националистические партии подталкивают Эрдогана к тому, чтобы быть дать сирийскому режиму военный ответ", - напоминают турецкие политологи Юмют Коркут и Тарк Башбукоглу из Каледонского университета в Глазго.

"На Эрдогана давит его де-факто партнер по коалиции, лидер ультранационалистов Девлет Бахчели, который призывает президента занять жесткую позицию в отношении Москвы и Дамаска", - подтверждает Financial Times.

И беженцы, и необходимость поддерживать имидж сильного лидера - все эти связанные с Идлибом и вообще с Сирией проблемы, по мнению большинства комментаторов, являются для склонного к авторитарности и популизму Эрдогана по сути внутриполитической проблемой, проблемой его личной популярности. Поэтому то, какой идеологии придерживаются и в каких международных списках фигурируют какие-то ситуативные союзники в Идлибе - это для президента Турции явно второстепенный вопрос.