Раскол в тандеме

На модерации Отложенный

 

РАСКОЛ В ТАНДЕМЕ

Президент и премьер вступили в принципиальный спор в оценках резолюции по Ливии и действий Запада

В течение всего марта продолжалось нарастание насилия в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В начале месяца лидер Ливии Муамар Каддафи решил перейти к активным действиям по подавлению протестов, охвативших восток страны и лишивших его контроля над главными нефтедобывающими провинциями. Со свойственной ему решительностью он направил туда части регулярной ливийской армии. Вся мировая «демократическая общественность» дружно заголосила о жертвах кровавого ливийского диктатора, забыв, как совсем недавно целовалась с ним взасос. И именно те руководители европейских демократий, которые более других заигрывали с Каддафи, жестче всего начали обличать его пороки и сколачивать антиливийскую коалицию.

Первенство принадлежит президенту Франции Николя Саркози. Желая поднять свою падающую дома популярность, он решил, что лучшим средством будет маленькая победоносная война. Саркози первым признал сформированный в городе Бенгази Национальный переходный совет единственной легитимной властью в Ливии. Кроме того, президент Франции, несомненно, рассчитывает на то, что после падения режима Каддафи французские нефтедобывающие компании серьезно потеснят в Ливии итальянские и англо-американские.

Поняв это, о поддержке мятежной Киренаики (восточной части Ливии) заявили многие страны, их прессу заполонили сообщения о зверствах армии Каддафи, о якобы рекрутированных им африканских наемниках, о бомбежках мирных городов. При этом демократическая общественность с пониманием отнеслась к информации о захвате протестующими армейских складов с вооружением, в том числе тяжелым.

Не в Каддафи дело

Не собираюсь оправдывать Муамара Каддафи. Я к нему всегда относился с недоверием, как и к прочим Ким Ир Сенам и другим «национальным лидерам». Утверждают, что он лично расстреливал противников своего режима в молодости, лично отдавал приказы о совершении террористических актов. Но почему-то забывают о том, что мятежная Киренаика это своего рода ливийская Чечня. Забывают, что только в 1819 году правитель Ливии Юсеф-паша под угрозой военных действий английской и французской эскадр был вынужден подписать декларацию о прекращении пиратства. И что только в 1855 году в Ливии были запрещены рабство и работорговля. Запрещены не значит прекращены. Думаю, с этой молодой африканской демократией Европа еще хлебнет лиха. Ну а по поводу учрежденного в городе Дерна эмирата, который возглавил бывший узник тюрьмы Гуантанамо Абделькарим аль-Хасади, сами думайте…

Как бы то ни было, верные Каддафи войска, пользуясь подавляющим превосходством в воздухе, были близки к тому, чтобы полностью вернуть полковнику контроль над страной. А потому, испытывая ужас от перспективы снова общаться с этим самостоятельным, необузданным и мстительным африканским диктатором, представители ведущих мировых держав в Совете Безопасности ООН 18 марта приняли резолюцию №1973, которая, в частности, «постановляет ввести запрет на все полеты в воздушном пространстве Ливийской Арабской Джамахирии, чтобы помочь защитить гражданское население». «За» - постоянные члены совета США, Великобритания, Франция, временные члены Босния и Герцеговина, Колумбия, Габон, Ливан, Нигерия, Португалия, Южная Африка. Воздержались - постоянные члены совета Россия, Китай, временные члены Германия, Бразилия, Индия. Против - 0. Причем Россия и Китай не воспользовались правом вето. Для принятия резолюции достаточно 9 «за», на практике было 10 при 5 воздержавшихся и ни одного против. Помимо запретов на полеты, эта резолюция накладывает арест на финансовые активы Ливии, членов семьи Каддафи и его сподвижников, запрещает поставки в Ливию оружия. Намерения были благие.

Но, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. В Ливии начался ад. Он пришел на крыльях НАТОвских самолетов и крылатых ракет. Как-то странно поняв резолюцию ООН, НАТОвские командиры выпустили 19 марта по военным объектам Ливии более 100 крылатых ракет. Более 20 военных объектов было подвергнуто бомбежке. Крылатые ракеты были запущены с кораблей и подводных лодок США и Великобритании, бомбовые удары наносили самолеты Франции. Саркози как с цепи сорвался после того как сын Муамара Каддафи объявил, что Ливия финансировала его президентскую кампанию в 2007 году, и потребовал вернуть деньги. Военное командование Дании попросило одобрения парламента на использование шести своих F-16 в операции в Ливии. Не смогли простить потомки Гамлета того, что 29 января 2006 года Ливия объявила о закрытии своего посольства в Дании в знак протеста против серии карикатур, опубликованных в датской газете Jyllands-Posten. На этих карикатурах в виде террориста был изображен пророк Мухаммед. Свои истребители CF-18 и один крейсер предложила Канада. Норвегия высказала готовность предоставить истребители. Италия предложила использовать семь своих авиабаз. Польша заявила, что может помочь с логистикой. У поляков с географией всегда были проблемы. То шляхтичи вместо Москвы в костромские леса забрели, то вдруг решили, что из Марселя летать в Ливию ближе через Варшаву. Теперь жду, когда к коалиции присоединятся Латвия и Эстония. Как же без них? Тоже ведь члены НАТО.

К демократизаторам присоединились Саудовская Аравия, Катар, Объединенный Арабские Эмираты. Это свидетельствует о том, что эксцентричный ливийский лидер «достал» уже и их, и еще о том, что нет единства в арабском мире.

Раздирают его противоречия, смысл которых европейцам и американцам часто непонятен.

 

Прощеные долги и национальные интересы

 

В России политика «воздержания» при голосовании в Совбезе ООН и последующие за этим «гуманитарные бомбардировки» вызвала противоречивые чувства. Граждане разделились на две группы: на тех, кто уверен, что «с этим тираном давно пора кончать», и на тех, кто уверен, что «это очередное предательство интересов России».

И если с тираном все более или менее ясно, то страсть, с которой многие россияне под руководством искусных в словоплетстве политологов, начали защищать российские контракты на поставки оружия в Ливию и контракты на строительство в Ливии железных дорог, меня озадачила. Запамятовали соотечественники, что совсем недавно Каддафи отказался оплачивать России как правопреемнице СССР долги за ранее поставленное оружие. Россия «утерлась» и была вынуждена списать в 2008 году 4,5 млрд долларов ливийского долга в обмен на заключение новых контрактов на поставки вооружения и строительство железных дорог. Убежден, что Каддафи снова поступил бы так же. Только бы и сказал с восточным сарказмом: «У русака-простака спина широка».

Путин, Медведев, Каддафи - кто третий и лишний?

Первым дал оценку происходящему в Ливии председатель правительства Владимир Путин. Он жестко раскритиковал резолюцию Совбеза ООН №1973, санкционировавшую военное вмешательство во внутренние дела Ливии. Путин назвал резолюцию «неполноценной и ущербной». «Она разрешает все и напоминает средневековый призыв к крестовому походу. Фактически она позволяет вторжение в суверенную страну», - добавил премьер. О действиях США Путин высказался еще жестче, заявив, что в них нет «ни логики, ни совести». Видимо от лауреата нобелевской премии мира Барака Хусейновича Обамы он ожидал каких-то других действий по защите мирного населения Ливии.

Спустя всего три часа со специальным заявлением в связи с ситуацией в Ливии выступил президент Медведев. Он вышел к журналистам в кожаной куртке, напоминающей американскую летную форму времен Второй Мировой войны, с золотой вышивкой «Верховный главнокомандующий». Наверное, у российских главнокомандующих теперь такая форма. Президент одернул главу правительства, назвав недопустимым «использование выражений, которые, по сути, ведут к столкновению цивилизаций». Это выражения типа «крестовых походов», уточнил Медведев. «Это неприемлемо. В противном случае все может закончиться гораздо хуже, даже чем то, что происходит сегодня, — предупредил российский лидер. — Я считаю, нужно всем быть максимально аккуратными в оценках». Вот тут я с ним согласен. Какой уж там «крестовый поход», если в нем принимают участие Саудовская Аравия, Катар и Объединенные Арабские Эмираты.

Резолюцию Совбеза ООН Медведев тоже оценил совершенно иначе, чем премьер. Отвечая на вопрос, почему Россия не наложила на резолюцию вето, а только воздержалась от голосования, президент заявил, что не считает эту резолюцию неправильной. «Я считаю, что эта резолюция в целом отражает и наше понимание происходящего в Ливии. Но не во всем. Поэтому мы своим правом вето не воспользовались, и, как вы понимаете, это был квалифицированный отказ от ветирования со вполне понятными последствиями. Поэтому, если сегодня пытаться бить себя крыльями по корпусу и говорить, что, мол, мы не понимали, что делали, это было бы неправильно. Мы сознательно это сделали, и в этом были мои инструкции Министерству иностранных дел. Они были выполнены», — пояснил глава государства.

Сказав, что Россия не будет принимать участие в военной операции в Ливии, Медведев возложил ответственность за авиаудары на власти страны: «Все, что происходит в Ливии, связано с абсолютно безобразным поведением, которое осуществлялось руководством Ливии, и теми преступлениями, которые были совершены против собственного народа», - сказал президент России.

Получается, что Медведев знал что делал, когда отдавал указание о воздержании при голосовании в Совбезе ООН. Понимал, какие могут быть последствия. Он поставил демократические ценности выше возможных многомиллиардных прибылей от торговли оружием, что делает ему честь.

На этот раз между президентом и премьером впервые обнаружились расхождения по принципиальному вопросу.

Но жизнь не стоит на месте. Ближний Восток бурлит все сильнее. Для усмирения протестующих в Бахрейн, где расположена крупнейшая авиабаза США в регионе, введены войска из Саудовской Аравии и спецчасти полиции из Объединенных Арабских Эмиратов. Евродемократы пока закрывают на это глаза и воздерживаются от установления мира в Бахрейне при помощи «Томогавков». Но что дальше? Как следует России реагировать на волнения в Сирии, где количество погибших демонстрантов приближается к 100? Вдруг решат принять резолюцию по установлению безполетной зоны над этой страной, верным другом России? И будет ли представитель России голосовать за установление над своей собственной страной безполетной зоны, если в НАТО решат, что использование вертолетов МВД для разгона «несогласных» на Триумфальной площади не соответствует базовым демократическим ценностям?