Станет ли Идлиб новым Сараево?

 Ситуация вокруг сирийского Идлиба достигла накала, когда возникла угроза не только столкновения российских и турецких военных, но и участия в этом конфликте сил НАТО.

 

В ночь на 28 февраля турецкие СМИ сообщили, что результате воздушного удара со стороны сторонников «сирийского режима» погибли 33 турецких военных, многие получили тяжелые ранения. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел срочное совещание Совета безопасности. Сразу после этого Анкара официально приняла решение считать сирийские войска «вражескими целями».

Вскоре после заседания турецкая армия открыла огонь по позициям сирийских сил, а глава минобороны Турции Хулуси Акар прибыл на границу и лично возглавил командование операцией. По дипломатическим каналам было объявлено об официальных консультациях Анкары с НАТО. В США уже раздались призывы дать отпор «сирийскому режиму» и России, атакующей союзника альянса.

Сирийская многоходовка: бесконечный эндшпиль

Режим Асада, очевидно при негласной поддержке Кремля, попробовал положить конец войне, которая тянется почти десять лет. При этом Москва и Дамаск уже неоднократно заявляли о достижении полной победы.

Ситуация резко обострилась в начале февраля, когда сирийская армия начала развивать наступление на Идлиб. Москва и Анкара сразу начали усиленные переговоры, которые не принесли никаких результатов. Обе стороны обвиняют друг друга в нарушении сочинских соглашений от сентября 2018-го и октября 2019 года, касающихся этой зоны деэскалации.

В середине февраля сирийская армия смогла установить контроль над всей трассой М5, при этом значительная часть турецких наблюдательных постов, размещенных вокруг зоны деэскалации Идлиб согласно Астанинским соглашениям (при участии Турции, России и Ирана), оказались на территории, подконтрольной сирийским правительственным силам.

В свою очередь турецкие военные начали оказывать поддержку отрядам сирийской оппозиции. В итоге в ночь на 27 февраля они отбили важный город Саракиб, расположенный на пересечении трасс М4 и М5.

Как будет развиваться эта ситуация, пытаются прогнозировать многие эксперты, используя введенную Збигневом Бжезинским аналогию геополитики с шахматной игрой.

Израильские аналитики Кармит Валенси, Нета Наве и Офер Мушкат из Института исследований в сфере безопасности в последнем обзоре под названием «Битва за Идлиб: сирийские шахматы» рассматривают фигуры на этой доске и их возможные ходы.

Сирийская пешка

Сирийский режим, по их мнению, является слабым игроком. Асад полон решимости восстановить свое правление и укрепить свой статус в этом районе, считая присутствие турецких сил на сирийской земле грубым нарушением суверенитета Сирии, однако аналитики полагают, что вряд ли он может позволить себе открыть длительный фронт войны с Турцией.

Турецкий гамбит

 

Завоевание сирийцами Идлиба вызовет новую волну сотен тысяч беженцев, которые устремятся в Турцию. План Анкары по созданию зоны безопасности для беженцев, находящихся сейчас на ее территории, поставлен под угрозу. Ее способность выполнять свои обязательство перед союзниками тоже. Израильские эксперты сделали вывод, что «Турция не заинтересована в военной эскалации, которая может подорвать ее позиции в Сирии и, несомненно, поставит под угрозу отношения с Россией. Таким образом, Анкара стремится разрешить кризис по дипломатическим каналам».

Однако, как показали последние события, они ошиблись. Турки нанесли мощный контрудар. Используя игровую аналогию, можно сказать, что они смешали фигуры и, перейдя от дипломатических шахмат к отчаянному покеру, достали из рукава сразу двух тузов: Евросоюз и НАТО. В шахматных терминах их можно сравнить с ладьей и ферзем.

  Боевые действия в районе Идлиба вернули Турцию на позицию, которую она заняла в начале гражданской войны, а именно, что режим Асада незаконен и должен быть свергнут.

 

Натовский ферзь

Сразу по завершении заседания турецкого Совбеза состоялись телефонные переговоры министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом. Генсек осудил «неизбирательные воздушные удары сирийского режима и его покровителя России». По заявлению пресс-секретаря правящей Партии справедливости «нападение на Турцию является атакой на НАТО».

А накануне последних событий глава Европейского командования США, генерал Тод Уолтерс заявил, что «в долгосрочных интересах США и Турции лежит продолжение совместной работы для развития сотрудничества против России, как на двусторонней основе, так и через НАТО».

Европейская ладья

Вторая козырная фигура, о вступлении которой было заявлено еще раньше - это Евросоюз. На начало марта была анонсирована встреча с участием Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона, но события развернулись более стремительно. Вероятно, чтобы ускорить реакцию европейцев, турки объявили о приведении в действие своей давней угрозы.

По итогам совещания Совбеза Турция решила не останавливать сирийских беженцев, которые стремятся попасть в Европу по морю или суше. В ночь на 28 февраля представители Бельгии и Германии в СБ ООН выступили с совместным заявлением, призвав остановить гибель мирных граждан.

Иранский слон

В отличие от других зон военных действий в Сирии, где Иран играл активную и центральную роль, до недавнего времени он не принимал непосредственного участия в боевых действиях в Идлибе. Однако с января Иран наращивает силы в этом районе, в том числе с помощью подразделений «Хизбаллы» и других шиитских формирований.

Возможно, Иран хочет перевести свои силы, частично и поэтапно, в районы на севере Сирии, такие как Идлиб, чтобы уменьшить потенциальный ущерб для них от израильских атак. Другое соображение, что завершение операции в Идлибе высвободит силы режима по очистке района в восточной части Сирии и, таким образом, поможет ускорить эвакуацию оттуда американских войск.

Российский король

Москва, признавая отсутствие у Анкары желания - и, возможно, способности - заставить ополченцев Идлиба разоружиться, начала оказывать преднамеренное военное давление. Интерес России состоит в том, чтобы положить конец войне в Сирии, сократить военные расходы и передать полный контроль над страной Асаду. Кроме того, Россия заинтересована в восстановлении контроля над Идлибом сирийским режимом из-за близости провинции к Латакии, месту российской авиабазы ​​Хмеймим, которая неоднократно подвергалась обстрелу со стороны местных повстанцев.

До сих пор дипломатические переговоры между Москвой и Анкарой не привели к решению. Тем не менее, Россия по-прежнему считает Турцию ключевым союзником в контексте политической кампании, которую Россия проводит против Соединенных Штатов. По мнению израильских экспертов, Россия будет вынуждена осторожно маневрировать между этими тремя глобальными целями.

Между тем, российские аналитики высказываются гораздо  резче. Александр Жилин из Центра прикладных проблем безопасности полагает, что НАТО не будет ввязываться в конфликт на стороне Турции, ограничившись дипломатической поддержкой. В то же время Россия не может «оставить территорию своих военных баз и отказаться от контроля над Средиземноморьем, откуда может планироваться нанесение ударов, включая ядерные, по территории РФ».

Однако, судя по словам постпреда РФ при ООН Василия Небензи, который заявил, что «единственным решением проблемы Идлиба и Сирии в целом будет окончательное и бесповоротное изгнание террористов из страны», - Россия не готова идти на компромиссы.

США: ход конем

Идлибские шахматы показывают сложность войны в Сирии с учетом множества вовлеченных игроков и их разнообразных интересов. До недавнего времени в этой области действовало всего три игрока: Сирия, Россия и Турция. Однако мало того, что все стороны недооценили агрессивность противников, теперь сюда включается еще два глобальных игрока - Иран и США, также имеющих конфликтные интересы.

При этом главным действующим лицом, которого до сих пор не почти не было на сцене, являются Соединенные Штаты. С одной стороны, они не заинтересованы в новом конфликте, с другой - пытаются использовать потенциал, присущий растущей напряженности между Турцией и Россией. При этом они стремятся обеспечить прочность своих позиций и своих союзников, курдов в восточной Сирии.

Израиль: между черным и белым полем

Как замечают эксперты из Института исследований в сфере безопасности, возможно, Израилю следует пересмотреть свою политику невмешательства в конфликт с сирийским режимом, который несет ответственность за убийство около полумиллиона человек и допускает базирование иранских сил в стране, угрожающих Израилю.

В то же время, чем больше Турция будет втянута в военную интервенцию в Сирию, тем больше она будет вынуждена активизировать операции и увеличивать присутствие своих сил на воздушных и морских театрах восточного Средиземноморья. Обострение конфликта с Турцией меньше всего нужно Израилю.

Добавим от себя, что Израиль также пытается сохранить хорошие взаимоотношения с Россией. Таким образом, он оказывается меж двух огней в новой шахматной партии. С одной стороны обрисовывается альянс между Россией, Сирией и Ираном. С другой стороны оказываются Турция, США, а возможно, и НАТО в целом, а также Евросоюз.

Может ли Идлиб стать новым Сараево? Два альянса подошли здесь к очень опасному рубежу.

Владимир Поляк, «Детали». Фото: Kai Pfaffenbach, Reuters

Источник: https://detaly.co.il/stanet-li-idlib-novym-saraevo/

40
493
9