Минсельхоз Казахстана продолжает лить воду на колесо Мамытбекова
На модерации
Отложенный
То, что успел наворотить Асылжан Мамытбеков, занимая посты министра, а потом ответственного секретаря Минсельхоза РК, разгребать придется ни одному его приемнику. И еще не известно, получится ли избавить отрасль от того паралича, в который она впала под очумелыми ручками ГРМ, пишет «КазахЗерно.kz».
Кривая схема
Конечно, наиболее болезненный вопрос – это государственная поддержка. Казалось бы, тут все должно быть просто и понятно – выдавайте дешевые длинные кредиты производителям сельхозсырья, плюс – субсидируйте экспорт ГОТОВЫХ продуктов переработки. И все будет работать как часы.
Но компрадорская суть многих наших чиновников (и руководителя МСХ РК Асылжана Мамытбекова в частности), заставляла и заставляет их думать исключительно о быстрой выгоде. А это всегда лишь продажа сырья, на которой можно быстро заработать. Поэтому мы и оказались в той ситуации, о которой недавно говорил Президент РК Касым-Жомарт Токаев: Казахстан импортирует продовольствия на $3,5 млрд. Причем, по тем позициям, которые легко мог бы закрывать собственными силами – от чеснока до мяса птицы.
Нынешнему составу правительства досталась непомерная финансовая ноша – субсидирование животноводческой отрасли. На эти цели в 2019 году ушло порядка 115 млрд тенге (включая птицеводство). Причем, заложенных в бюджет денег не хватило, и пришлось выделять дополнительно десятки миллиардов тенге.
Почему правительство было вынуждено пойти на этот шаг? Потому что тысячи казахстанских фермеров стали заложниками кривых схем распределения госпомощи, изобретенных в головах руководителей МСХ РК.
Приведем только один пример – субсидирование приобретаемого маточного поголовья.
Все было «обставлено» таким образом, чтобы поднять производство говядины. В стране без импортирования тёлок невозможно – мол, естественные темпы воспроизводства слишком медленные. А потому, Минсельхоз РК в 2018 (при Шукеве – министре сельского хозяйства и Мымытбекове – ответственном секретаре) решил субсидировать импортируемый скот. Из расчета 225 тыс. тенге за голову.
В чужой карман
Любому человеку в здравом уме понятно, что в этом случае вся господдержка (деньги из бюджета Казахстана) уходят на поддержку российских животноводов, которые получают гарантированный сбыт своего скота (не самого качественного, не самого здорового и не самого продуктивного).
Казахстанский фермер при этом не получает ничего – кроме этих несчастных телок, которых они потом не знают, куда деть, кроме как сдать за бесценок для вывоза в Узбекистан. Кстати, эта страна стала вторым бенефициаром господдержки. А казахстанские фермеры так и остались ни при чем.
Так, для чего все это затеяла команда Мамытбекова? Ответ прост – они выступают в роли посредников в обоих случаях – и при ввозе скота из России, и при экспорте в Узбекистан.
То есть, сами они ничего не производят, зато на услугах по доставке зарабатывают быстрые и легкие (и большие) деньги!
При этом, выхода из этого замкнутого круга как будто нет. Ведь стоило в прошлом году правительству отказаться от выплат субсидий – как «подогретые» мамытбековским Мясным союзом фермеры стали требовать денег и грозить митингами.
В нынешнем году Минсельхоз РК решил взяться за корень проблемы и изменить саму суть системы субсидирования. Однако, снова делает это неуклюже, ограничиваясь полумерами. Как будто оставшиеся в МСХ люди Мамытбекова продолжают отстаивать интересы шефа.
В итоге, у многих казахстанских фермеров складывается ощущение, что МСХ РК дискриминируют отечественных производителей. Об этом (и не только об этом) в открытом письме министру сельского хозяйства написал казахстанский аграрий Алмасбек Садырбаев.
Опыт соседей
На своей странице в Фейсбук А.Садырбаев пишет, что недавно он побывал в России и изучил работающую там систему господдержки животноводства. В том числе, посетил племенные хозяйства.
Как особо отметил Алмасбек Садырбаев, его удивил подход соседей к господдержке приобретения племенного скота: субсидии при покупке местного скота у них вдвое выше, чем импортного.
В Казахстане же все наоборот. Еще недавно субсидии на закупку зарубежного скота составляли 225 тыс. тенге на голову, отечественного – 150 тыс. А сейчас, в разработанном МСХ РК проекте правил субсидирования животноводства, субсидии на закупку зарубежного скота – 300 тысяч тенге, отечественного – 150 тысяч.
«Господин министр, до каких пор будем в своей стране ущемлять собственных фермеров?!», — вопрошает А.Садырбаев.
И просит от имени тысяч фермеров поддержать отечественных товаропроизводителей.
У кормушки все те же
Добавим от себя, что по данным портала we-agro.ru, в 2020 году в Российской Федерации размер ставки субсидии на приобретение племенного молодняка определяется в регионе. При этом, возмещение затрат на покупку племенного молодняка распространяется только на животных, произведенных в России. На импортированных животных субсидия не распространяется вообще!
И это правильно! Российское МСХ и люди в отрасли четко понимают угрозы по линии эпизоотии при импорте животных. Никому не надо напоминать, какое число болезней ввезли в Казахстан импортные ангусы. Еще россияне четко понимают, что законы рынка очень жестоки: никакая животноводческая держава не станет взращивать себе конкурента. Только бизнес – ничего личного!
Именно это Алмасбек Садырбаев пытается донести до руководства МСХ РК.
Обращаясь к руководителю Минсельхоза, он пишет: «Уважаемый Сапархан Кесикпаевич! На протяжении последних лет в страну завозили большое поголовье импортного скота. Оценка той работы у всех на устах. И уверен, на основе тех событий будут снимать фильмы про авантюристов»…
Услышат ли агрария в МСХ РК? Опыт последних лет говорит, что нет. К сожалению, у чиновников собственные корыстные интересы всегда побеждаю совесть, патриотизм и здравый смысл. Раз за разом изменяемая система распределения бюджетной поддержки имеет один результат – близкие к кормушке люди набивают карманы, а рядовые фермеры остаются с долгами по кредитам и кучей нерешаемых проблем.
Комментарии