Политинформации.

Политинформации.


Во времена Советского Союза  существовала система информирования на рабочем месте, которую в народе называли "политинформации". Она пронизывала не только народно-хозяйственный производственный комплекс, но и существовала в органах государственной власти, государственных учреждениях, армии, учебных заведениях,  бюджетных организациях, где еженедельно проводились информационные мероприятия (политинформации). 
 Проводились они как силами своих сотрудников, так и с приглашением экспертов по стороны. На политинформациях рассматривались вопросы внешней политики страны, ее внутреннее положение, разбирались решения Партии и Правительства. В ходе этих мероприятий разрешалось задавать любые вопросы. Часто эксперты-лекторы проводил лекцию на специальные темы. 
Не всегда политинформации шли интересно, качественно. Иногда они превращались в скучное отбывание,  вызывали раздражение некомпетентностью выступающих, а иногда и откровенной ложью. Почему лгали? Потому что существовало указание партийных органов отвечать на все задаваемые вопросы, но с учётом политической обстановки. А обстановка не всегда была благоприятной. Это и убило политинформации.
Практика проведения политинформаций прекратилась в 80-е годы. Партийная демагогия стала настолько расходиться с жизнью, что облагородить тяжёлую  действительность стало невозможно. Вот и перестали их проводить.
Тем не менее, внутри некоторых учреждений и организаций продолжали приглашать лекторов по интересовавших работников вопросам. А там, где подобное не проводилось, многие люди ощущали недостаток информации, отсутствие понимания того, что происходит в жизни, в стране. 
Помню, как в бухгалтерии, когда я приходил за зарплатой, зная, что я раньше работал в горкоме КПСС, сотрудники просили меня рассказать о том, что происходит, о перспективах, о возможных проблемах... Фактически они стали ежемесячно собираться всем коллективом, чтобы послушать все ту же политинформацию, только неформальную. Было очевидно, что несмотря на множество газет, радио, телевидение, им не хватало живого слова,  получения информации о тонкостях и нюансах происходящего. 
Но уже к середине 90-х воспоминания о политинформациях выветрились из общественного сознания. Производство было полностью освобождено от обязанности отвечать за информирование работников о жизни страны. К чему это привело? С одной стороны, к тому, что стало легче управлять работниками. Например, проводить ваучерную приватизацию, уходить от объяснения резкого падения доходов, невероятной инфляции и разгула преступности и так далее. С другой стороны, резко ухудшилась управляемость на всех уровнях производства, госслужбы, силовых структурах. 
Как говорится, солдат перестал понимать свой маневр.  И работники, и чиновники перестали понимать указания руководства, необходимость их выполнения, свое личное будущее,  перспективы своих предприятий. 
В стране происходили огромные преобразования, но большинство населения не понимало происходящего. Росли озлобленность и недоверие к окружающим. 
Ликвидация государственной ("общенародной") собственности на средства производства превратила людей в рабочую силу, безгласных витков предприятий.  Тоже самое происходило и на оставшихся государственных предприятиях.

Происходило всеобщее освобождение предприятий от "социалки", если она не приносила доход.
Государственные чиновники стали ненавидеть начальство, которое не обеспечивало ему достойный уровень доходов, и ненавидело посетителей, которые видели в них то зло, которое поставило большинство населения на грань нищеты.  Да и что они могли сделать или, хотя бы, объяснить? Они сами ничего не понимали. 
Ценой неимоверных усилий страну удалось сохранить. Экономика постепенно встаёт на ноги. Наступило время позаботиться о жизни стариков и детей. Но противоречий ещё множество. И здесь значительно повысилась роль чиновников низового звена государственной власти и местного самоуправления. Именно они обязаны объективировать государственную заботу и поддержку.  Только вот оказалось, что в органах власти накопилось очень много случайных людей, которым наплевать и на нужды людей, и на планы государства. Избавиться от таких трудно, но то, что это нужно делать срочно становится очевидным. Достаточно посмотреть на то, что летом-осенью 2019 года происходило в Тулуне. 
Кроме того, есть чиновники, которые реально хотят помогать людям, участвовать в преобразовании страны ради «лучшей жизни». Но они с трудом ориентируются в происходящем. Повышение квалификации раз в 5 лет не поспевает за событиями. Приглашать лекторов со стороны? В советское время большую роль в  информировании населения решало общество "Знание".  Но в 2016 году общество "Знания России" было ликвидировано. Руководство органов власти подобную работу тоже не проводит, или проводит эпизодически. 
Все это значительно влияет на эффективность деятельности органов власти на местах.  Нечто подобное происходит и в федеральных структурах.  От чиновников министерств требуют знания регламентов и нормативов, но не проверяют понимание необходимости самой их работы. Фактически потеряно представление о чиновниках, как представителях власти, а  они - лицо власти глазах населения. И если эти «представители» не могут объяснить действия власти, то как будут относиться простые люди к самой власти?  
Все это приводит к хроническому невыполнению планов и обязательств, подменой техническими операциями сути деятельности, разрыву между жизнью людей и ее описанием в официальных докладах и справках. 
Не пора ли вплотную заняться повышением качества деятельности государственных и муниципальных служащих, значительное место в которой должна бы занять оценка понимания ими необходимости и значимости своей деятельности, встроенной в общегосударственную систему управления и регулирования, влияния ее результатов на жизнь окружающих. Только не кому во власти этим заниматься.

В заключение,  хочется вспомнить знаменитую фразу о корыте с ребенком. Как много полезного было выброшено, забыто , уничтожено под маркой борьбы с коммунистической идеологией. Не пора ли вспомнить забытое? В том числе и "политинформаций".