Ася Крамер: Наш ответ Чемберлену!
Эту статью я написала две недели назад. Не высылала, потому что уточняла и выправляла. Сейчас, когда вышла статья Георгия Герзона, название моего материала может прозвучать как ответ ему. Но это не так. Когда писала, я о его статье ничего не знала. Под ответом “Чемберлену» я имела в виду новохронологистов.
1.
Еврейская тема в европейской истории весьма похожа на вариант истории в изложении Солженицына. Александр Исаич, хоть и упомянул, что евреи в России могли появиться довольно таки давно, но вся его книга “Двести лет вместе” начинается только от присоединения Польши в 1772 году. Раньше, дескать, если они и были в местных краях, то числом не больше дюжины! И роли не играли никакой! Вот это и есть самое общее между двумя версиями: никакой роли!
А по правде говоря, чтобы начинать говорить об евреях в европейской истории, надо зайти довольно далеко в вглубь веков. В эпоху образования государств.
До появления абсолютистских династий государств в нынешнем понимании с их границами и таможнями по сути не было. Вместо них существовала торгово-промышленная сеть,
Она охватывала все известные тогда территории и являлась на них доминирующей и организующей структурой. Сначала это были известные с древности “складочные места”, вокруг которых происходил или равноценный обмен, или купля-продажа, потом фактории. Люди селились вокруг факторий и вокруг ярмарок, так образовывались поселения, которые со временем укрупнялись и превращались в города.
Кто организовал эту торгово-промышленную сеть? Одна из версий, которую за неимением других можно считать общепринятой, гласит: странствующие купцы-раданиты, еврейская (преимущественно еврейская, пишут источники) торговая организация раннего средневековья. Радания — это была поразительная по мощи и протяженности торговая сеть. Тот же “Амазон”, только без современных амазоновских возможностей! Полагают, что они через Испанию или Францию по Средиземному морю направлялись в Египет, откуда на верблюдах перевозили товары до Красного моря, затем на кораблях добирались до Индии и Китая. Некоторые из раданитов для продажи своих товаров плавали в Константинополь,, пересекали Сирию до Евфрата, откуда направлялись в Багдад, плыли по реке Тигр к Персидскому заливу и далее добирались до Индии и Китая. Подобные путешествия совершались и сухопутным путем через страны Северной Африки. Другой маршрут раданитов пролегал через Европу, «за Рим», через земли славян (с языками которых они были знакомы, как и со многими другими) в столицу хазар (см. Хазария) Итиль. Оттуда они спускались по Волге к Каспийскому морю и продолжали путь на Дальний Восток. Именно так пишут энциклопедии.
Это трудно себе представить, и я, будучи закоренелым скептиком, до конца не верю в такие масштабные передвижения, которые, похоже, даже экономически не были оправданы: ну сколько шелков и пряностей нужно было в ту довольно таки дикую эпоху! Но так пишут источники.
Даже если это было так, то очень скоро, я думаю, часть “челноков” переквалифицировалась в “цеховиков”, а проще, в умелых ремесленников, и стали производить на месте и “китайские” вазы. и “индийские” ткани, а уж сюртуки, топоры, посуду и ювелирные украшения — это точно.
О деятельности раданитов известно из сообщений мусульманских авторов (Ибн Хурдадбих, Ибн ал-Факих), которые называли их радания, иногда радхания). Этимология этого названия до сих пор неясна. Гумилёв предположил, что слово, которое у него уже получается «рахдания», происходит от персидского словосочетания «знающие дороги» (дорога по-персидски — «rah», корень глагола «знать» — «don»). В действительности же значение и происхождение этого слова до сих пор не выяснено.
Давайте подумаем. Если Радания была “преимущественно еврейская” организация, то и слово, ее обозначающее, вполне возможно что было и еврейским? Почему вдруг персидское? И будет оно, это слово, наверняка, не уменьшающего значения (знают, дескать, пути-дорожки, пыльные сапожки!), а укрупняющим, возвеличивающим. При таких-то маршрутах! При такой-то логистике! Слово “Радан” для этого весьма подходит (кажется, в древнееврейском означает властелина, крупного “начальника”, чей голос решающий”). Но так как никто эту версию не рассматривает, так и мы не будем. Единственно скажем, что в таком случае слова oRDer, oRDinance, oRDNung, РаДа, оРДа могут быть однокоренными и означают властные структуры и соответствующие им понятия.
Существует мнение, что и Хазарский каганат существовал при Радании. Именно там, в приволжских степях, был ее “headquarters” (головная организация). Не стало Радании — исчез и Хазарский каганат. А на его месте возникли сначала непрочные кочевые объединения, а потом Золотая Орда (Улус Джучи-хана). Эта империя степняков и среднеазиатов имела своей столицей караван-сарай “Сарай Бату”, расположенный почти там же, где раньше находилась столица Хазарского каганата город Итиль.
Похоже, что первые организованные конгломераты кочевников выросли их тех охранных структур, которые охраняли Раданию во время перегонов и на далеких стоянках. Наработанный опыт и знание маршрутов сделали чингизидов сильными и знающими.
И на что им тогда эти “хазары”?! Надо помнить, что всегда на каком-то этапе “местные” говорят: “Все! Главное мы ухватили, отсюда мы сами можем!”Действительно, могут. Но немного не то и немного не так. Вместо объединяющей торговой сети, распространяющей прогрессивные новшества, включая письменность, образовалось захватническое войско, причем такой необузданной силы, что травма “татаро-монгольского” нашествия породила в Европе “синдром замещения”. Это синдром психологической защиты от нежелательного контекста, замещение опустошающей реальности прошлого на прекрасную античную сказку.
Впрочем, другие историки говорят что исходная точка Радании была на территории нынешней Франции, потому что все маршруты начинались именно оттуда.
2.
Естественно, что составляющей частью логистики были стоянки. И тут мы вспомним о башнях. Преимущественно круглых, но потом и квадратных, с четко выведенными углами. Их называют донжоны (тоже может быть связано с названием Радания, но это так, предположение).
Как объяснить, что в разных концах земли почти одновременно появляются похожие архитектурные строения? Говорят что их предназначение было оборонительное. Со временем, скорее всего, так. Но те ученые, которые утверждают, что цивилизация началась с торговли, предполагают что и первые башни имели соответствующее предназначение.
Обычно это была круглая башня от 2 до 7 этажей. Нижние этажи предназначались для хранения зерна. Средняя часть была … гостиницей. Постоялым двором. По крайнею мере, в Йемене, где такие башни строились чуть ли не первыми в мире и имеется даже древний город Шибам, до сих пор уставленный подобными строениями, посредине башни всегда имелся “этаж” для путника.
Центральная опора имела вокруг себя подобие винтовой лестницы, а внутри самой опоры хранился самый ценный товар, а также … долговые свидетельства. Своего рода сейф. Нападения «неприятеля» были как раз с целью грабежа этих самых складов-«супермаркетов» и поэтому они все больше становились похожими на крепости. Потом такими же (!) стали выглядеть аббатства, церкви и монастыри (ведь многие из них, если посмотреть внимательно, тоже похожи на ряд круглых башен, приставленных друг к другу, и вместо окон — узкие бойницы).
Другими словами, вы видим, что и в архитектуру этот древний “Амазон” внес некоторый вклад, причем на самом раннем этапе истории. Ну и что, спросите вы? А ничего. Просто приятно сказать: и в архитектуру тоже! Этот вклад продолжал увеличиваться после того, как Испания выгнала своих евреев. Сефарды оказались большими мастерами строительства и распространили по Европе так называемый “мавританский стиль”.
Что же касается еврейских промышленные факторий, то в них бурно налаживалось свое металлоплавильное производство. Отсюда и название “гетто» — пушечный двор. В Старом венецианском гетто в 15 веке находилось по крайне мере 14 литейных цехов, выплавлявших медь. Здесь отливали пушки (Jan-Christoph Roßler The Ghetto). По древности с венецианским гетто соперничало римское гетто. Которое одновременно являлось и самым древним районом Рима! Находится оно на берегу Тибра, с другим берегом гетто соединяет самый старый римский мост, который с античных времен называется Ponte Fahriciо — Фабричный мост (а вовсе не от якобы жившего в эпоху вымышленного Цицерона такого же вымышленного Луция Фабрициуса!)
В статье в “Заметках” под названием “Центр. Улица. Река. Соборы” я упоминала уже, что еврейские районы в европейских городах были расположены чаше всего в центре города, и обязательно вблизи речной артерии, что говорит о приоритете заселения, а, значит, и об основании городов именно создателями этих гетто, то есть евреями!
«Причину, почему евреи селились в особых кварталах, следует усматривать как в общем стремлении, замечаемом в Средние века, — селиться лицам одной профессии в особых кварталах, так и в желании концентрироваться вокруг общинных зданий, синагоги и пр. и, наконец, в целях находить защиту в своих кварталах, часто огороженных стенами»,
— пишет Андрей Пустогаров в своем масштабном труде, посвященном одному году в истории — 1492-му. То есть, на первом месте стоит профессиональный признак.
А ведь основной профессией евреев была вовсе не продавец в лавке. Для примера скажем, что даже в 19 веке в России в ряде местностей кузнецами были преимущественно евреи:
“Житомирский кузнечный цех принёс жалобу правительству на подрыв, делаемый ему евреями в кузнечном ремесле. Губернское правление, усмотрев из дела, что кузнецы — евреи, хотя и вносят установленную плату в цеховую казну и работают искусно, но надлежащих свидетельств не имеют, воспретило им дальнейшее производство ремесла, но генерал-губернатор нашёл это распоряжение стеснительным для жителей, так как число христиан, занимающихся в Житомире кузнечным ремеслом, весьма ограничено. На этом основании распоряжение губернского правления было отменено… На таком же основании разрешено митавским часовщикам-евреям дальнейшее производство ремесла, но без внесения их в цех часовщиков, к которому принадлежали одни христиане … Как была устроена внутренняя жизнь гетто, рассмотрим на примере Львовского гетто. Львовское гетто занимало примерно 1/5 часть всей площади, обнесенной городской стеной, примыкая к городским укреплениям на юге и на востоке. На востоке — к Городскому арсеналу, в котором изготовляли пушки, то есть к собственно «гетто». (Борис Мельник Вулицями старовинного Львова Львiв, Свiт, 2006, с. 154–155)”.
3.
Эпоха социальных кризисов и катаклизмов рождает на своем излете период относительной свободы. В этот недолгий отрезок времени власть предержащие заняты другими делами, и какие-то проблески неангажированных взглядов прорываются. Так появился совершенно непонятный Николай Морозов, который якобы в ходе 30-летнего сидения в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях написал многие исторические тома, на которых до сих “кормятся” все новохронологисты. Так появился лингвист Николай Марр. Так довольно смело (для послереволюционных времен) пишет Самуил Горациевич Лозинский.
В его работе “Социальные корни антисемитизма в Средние века и Новое время”, в главе “Экономическая роль евреев в раннем средневековье” он пишет:
“Евреи в средние века своею экономическую деятельностью подрывали основы феодального строя, столь чуждого им во всех отношениях. Но на самом еврей и феодал нуждались тогда друг в друге: феодал был главным его покупателем, а еврей был тогда почти единственным продавцом. Феодальный мир без евреев опустился бы еще на более низшую ступень натурального хозяйства… Ведь главным образом, еврей снабжал тогдашнюю отсталую земледельческую Западную Европу. Феодализм без евреев в значительной степени шел бы назад, а не вперед, и здоровый инстинкт экономического прогресса рассеивал обольстительные и слащавые призывы церкви: во имя любви к человеку уничтожить часть человечества”.
В противоположность деревне, город в раннем средневековье представал центром прогресса и торговой деятельности, носителями которых являлись евреи. Горожанами часть бывших крестьян стала только во время так называемого “сгона крестьян с земли”. Сгон (в самом прямом, физическом смысле!) крестьян с земли был элементом индустриализации. Он был осуществлен в Англии (где известен под названием “огораживание”), а также во Франции и в Голландии. Западные страны закупали зерно у восточноевропейских монархий, из войн (с их необходимостью рекрутирования) постарались выйти. В результате им стали не нужны оседлые крестьяне.
Согнанные с земли крестьяне хлынули в города, составив конкуренцию исконным горожанам, евреям. Да и появившиеся границы и таможни сделали нерелевантными торгово-промышленные фактории. Их эпоха закончилась. Укрепленные еврейские фактории, как уже было сказано, стали превращаться в христианские монастыри, церкви и аббатства.
Я уже приводила один исторический документ о короле Виглафе (англ. Wiglaf, умер в 839) (заметьте, 9 век!)— короле Мерсии, Англия. Так вот есть дарственный акт, по которому он дарит аббатству землю, “полученную им от евреев”. Короли нередко дарили аббатством земли, рассчитывая заполучить в их лице союзников в междоусобной борьбе. При этом я отдаю себе отчет, что эта дарственная с ее древностью, может быть подделкой. Но может быть, и нет!
(Интересное замечание. Этот факт (с королем Виглафом) был включен в энциклопедии, в том числе, и в Еврейскую энциклопедию (Ежевика), в раздел “История евреев Великобритании”. Я его сама там читала, несколько лет назад. Но сейчас его там нет. Вместо него стоит следующая фраза:”Существуют мнения, что иудеи проживали в стране ещё со времён Римской империи. Но это не подтверждено должным образом, чтобы быть принятым исторической наукой”. Похоже, что с легко редактируемыми энциклопедиями online мы недосчитаемся то одного, то другого, и пойди разберись, что там было!)
Поначалу монастыри пытались сохранить свое производительное назначение, но из этого ничего не вышло, и постепенно они стали прибежищем бывших крестьян, которых привлекала более легкая монашеская жизнь.
4.
Большинство новохронологистов, пишущих на русском, объединены одним: евреев в истории они в упор не видят! Ну а если видят, то только чтобы слегка пнуть. В какой-то мере это и понятно: ведь эти авторы создают русскую (русско-ордынскую) экзистенциальную “грезу”, имеющую характер исторически-воодушевляющий. Но почему бы и нам в ответ не стать “в четвертую балетную позицию” (гордая стать!) и не напомнить об еврейской версии? Причем проследить ее от эпохи библейских царств до достойного продолжения в мире? Дать, так сказать, “наш ответ Чемберлену”? Но нельзя! Первыми восстают против, как ни странно, наши же соплеменники. “Это же не доказано! — грозно укоряют они. — Какие ваши доказательства?! Если у вас нет 100-процентных доказательств, так и не возникайте с вашими псевдодоказательствами, ибо они недоказуемы! И вообще, скромнее надо быть! А то у вас всюду евреи!
Ну примерно так. Многие из нас с готовностью верят в приписываемый Толстому текст, полный слащавого восхищения евреями, восторгаются тем, что Шевченко похоронен, не где-нибудь, а на Голанских высотах (?!), недоверчиво качают головой, когда читают юдофобские места в рассказах Куприна, но вот еврейские материальные свидетельства, прослеживаемые в мировой истории, их раздражают. Их больше устраивает версия что вот были 10 колен и — фьють! — исчезли в неизвестном направлении. И иврит был мертвым, совершенно мертвым языком, а все его следы — это только кажущиеся “созвучия”. Вычленение корня для многих, как оказалось, непосильная задача.
Наблюдательных людей всегда удивляло это поразительное игнорирование. Вот как критикует новохронологистов один интереснейший автор, о котором я скажу позднее. Отрывок будет большой, но он того стоит.
“Про иврит Постников начинает, будто мы не знаем сами, что иврит Библии надо отличать от «иврита современного Израиля». У нас уже и Владимира Даля никто почти не умеет читать, не говоря уж о “Повести временных” лет на старославянском.
Далее Постников пишет: «иврит представляет собой подобно латыни и санскриту искусственный язык богослужебных книг, никогда не являвшимся разговорным». Я и спрашиваю немедленно его, шибко много пишут и говорят сегодня на искусственном языке эсперанто? Девяносто пять процентов населения вообще не знают, что такой язык есть.
Далее Постников сообщает: «Но во внутреннюю жизнь еврейских общин иврит не проник»!!! [Это при том, что все надгробья на старинных кладбищах в разных частях света исписаны именно словами древнееврейского языка! — А. К.] «Возрождение иврита явилось единственным в мировой истории примером, когда язык, на котором никто практически не говорил, стал живым разговорным языком», и то, «если бы не отклик, который он встретил благодаря иммиграции из России».
Господи! Да как бумага терпит этот идиотизм?
Успокойся, говорю себе, будь конструктивен, а не зол. Успокоился, и спрашиваю Постникова: почему вы не сделали раздельчик про греческий язык? Неужели он такой недостойный? Ведь о санскрите 70 процентов населения вообще не слышало, чего нельзя сказать о греческом языке. Я думаю, потому Вы «забыли», что надо бы сказать хотя бы пару слов об алфавите, если уж Вы начали о письменности, а то все об иероглифах, да о клинописи. Или хотя бы о быке, доме и верблюде сказали, так как «алеф» — это «бык» по древнееврейски, или «а» как буква. А по–гречески — «альфа», тоже — «а», но уже без понятия «бык». Просто «а» — «альфа». А по–русски уже «перевели» — «аз», то есть «Я» по–старославянски. Кирилл не дурак был, зачем ему какого–то быка использовать, он же на «б» начинается, а не на «а». А вот латиняне не стали выдумывать слово, сказали просто буква «а», что говорит о сравнительной молодости их алфавита, когда не надо было уже придумывать слово, чтобы запомнить букву. И русские сегодня также поступают: а, б, в.
Перейдем к «дому». Дом по–древнееврейски — «бет», по–гречески — бета, но уже не дом, а буква, без, так сказать, наглядности. По–древнерусски будет «буки», то есть «ожидаемое будущее», «неопределенное будущее», или просто «будущее», то что нас ждет. Тогда все это слово знали и употребляли, не то, что сегодня. Латиняне опять обошлись просто буквой, как мы сегодня. Верблюд — гиммель — гамма. По–русски — глаголь, то есть говорить, разговор, говор.
Из этого можно сделать только один вывод, что «греческий» язык произошел от еврейского. «Греки» прекрасно понимают, что такое «алеф», «бет» и «гиммель», правда, несколько видоизмененно, как русские и, например, украинские слова. Поэтому им совершенно не нужно давать буквам название из своего собственного языка, как русским. Вот поэтому–то, я думаю, Постников и не стал рассматривать греческий язык, перескочив одним махом в латынь. Но зачем ему это нужно? Мало того, он в своей «многообещающей теории» про еврейский язык вспомнил как о каком–то самом незначительном явлении, типа влияния погоды в один из дней Римской империи на всю ее тысячелетнюю историю. И тут же еще более унизил еврейский язык, древнейший язык письменности, назвав его “выдумкой” Бен–Иегуды. Зачем это ему нужно? Теряюсь в догадках, и кроме того, что евреи очень скромные люди, ответа не нахожу.”
Это написал уже, к сожалению, покойный Борис Синюков, один из самых самостоятельных авторов, встреченных мной на исторических форумах, который подвергался при жизни, да и после смерти, дикому шельмованию. Для российского интернета он был недостаточно патриотичным и даже “провокатором”, еврейские пикейные жилеты тоже находили у него изъяны. Ну вы знаете, как это делается? Увидели ссылку с фамилией, тут же гугл полистали, что-то якобы компрометирующее нашли. Но я и сама “пикейная жилетка”, а Прокопыча в обиду не дам, он — голова!
* * *
Вышеизложенная историческая канва легла в основу киносценария в стиле Fantasy, съемки по которому начались в Старосамборском районе, Львовской области, Украина.
Комментарии
Комментарий удален модератором