Владимир Янкелевич: Один год генерала Кохави

Ситуация вокруг Израиля, особенно в связи с ликвидацией Сулеймани, напоминает начало старого анекдота — «В сложившейся ситуации есть два выхода, — или будет война, или нет. Если нет, это хорошо, а если будет — есть два выхода…»

Вероятность классической войны по типу «армия против армии» представляется маловероятной, просто нет такой армии вокруг Израиля, способной на подобную войну. Разве что Турция обладает реальным военным потенциалом, но она достаточно далеко и не демонстрирует склонности к суициду.

Тем не менее, повод для беспокойства есть.

Новый командующий силами «Аль-Кудс» генерал Исмаил Каани вполне может постараться проявить себя достойным преемником. Вариантов у него не так много. Все зависит от того, как далеко он способен зайти. Если будет атаковать вербально, то это привычное дело, а если ракетно, то тут может и до войны доиграться. Обстрел с собственной территории вызовет значительно превосходящий удар по Ирану. Для таких действий вполне подходят всевозможные хуситы, «Исламский джихад» или ХАМАС, Хизбалла и даже джихадисты с Синая или Сирии.

Этих активистов ЦАХАЛ воспитывает регулярно, проводит широкомасштабные атаки в глубине сирийской территории, несмотря на возникающее в связи с этим недовольство кого угодно.

Удары наносятся достаточно регулярно по иранским объектам на территории Сирии и Ирака, по объектам в Газе и даже по вотчине ХАМАСа — кварталу Дахия в Бейруте. Особо нужно отметить операцию «Черный пояс» в Газе, когда ракета влетела в форточку спальни командира северного крыла «Исламского джихада» Бахаа Абу аль-Ата. Тогда же, был нанесён ракетный удар по дому в Дамаске, в котором находился член политбюро «Исламского джихада» Акрам аль-Аджури. Сам он, к сожалению, был только ранен. Активисты «Исламского джихада» — его сын Муадж и ещё один боевик были убиты

Это был внятный месседж, сообщивший, что операция «Черный пояс» изменила правила игры, установившиеся во время каденции Гади Айзенкота.

Все эти операции не переросли в широкую эскалацию или войну.

Но есть и другие угрозы.

Турция крайне недовольна соглашением между Грецией, Кипром и Израилем по проекту газопровода EastMed.

По мнению Турции, лучшим решение для транспортировки израильского газа в Европу является труба в турецкий Джейхан, куда уже приходят два нефтепровода — из Ирака и Азербайджана. И вот тогда бы Эрдоган стал бы нефте-газовым королем! Но совмещать желание получить израильский газ с антиизраильскими действиями почему-то не удается.

Вот Эрдоган, пока суд да дело, рисует на карте Турецко-Ливийскую исключительную экономическую зону соединяющую Турцию и Ливию по морю, пересекая трассу газопровода EastMed.

Ширина зоны в соответствии с международным правом не может превышать 200 морских миль для каждой из сторон, что, в принципе, вписывается в расстояние от Турции до Ливии. Но для этого нужно еще установить в Ливии лояльный Турции режим, устранить там двоевластие, а потом уж с единым центром подписывать соглашение… Вот Турция и направляет войска в Ливию. Но повод провоцировать своими эсминцами участников проекта уже есть. В открытые боевые действия это, скорее всего не перерастет, но головной боли хватит.

На Ближнем Востоке любое сдерживание — временный фактор, действует лишь какое-то время. Его требуется регулярно поддерживать, готовить армию.

О подготовке ЦАХАЛа

Современный бой происходит в быстро меняющейся обстановке при наличии многих перемещающихся с высокой скоростью целей, на которые необходимо реагировать очень быстро. Нужно найти цель в сложной боевой обстановке и поразить ее в течение нескольких секунд, прежде чем она исчезнет.

За обстановкой следят различные системы обнаружения. Это наземные радары, средства обнаружения на беспилотниках, на самолетах и вертолетах, радары систем ПВО и многое другое.

Объединение всех этих источников информации в единое информационное пространство и создает современную сетецентрическую армию. При этом дополнительное повышение боевых возможностей обеспечивается не за счет наращивания боевой мощи оружия, а объединением всех участников боевых действий в единую информационную сеть.

Это и делал начальник генштаба Авив Кохави в первый год своей каденции с 15 января 2019 года. С самого начала своей каденции он начал оперативную цифровую революцию в ЦАХАЛе.

Начальник Генштаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант Авив Кохави.

И вот 23 января 2020 г. начальник отдела связи ЦАХАЛа, генерал-майор Лиор Кармели запустил систему «Огненный круг» («מעגל האש»).

Что такое «Огненный круг», и что в этом нового и революционного?

Прежде всего «Огненный круг» — это сетевая операционная система, объединяющая между собой в едином информационном пространстве все рода войск, командные пункты, армейские корпуса и более мелкие подразделения. Система включает в себя план ведения огня с подробным описанием точных целей для атаки, обеспечивает доступными разведданными на всех уровнях. Она сообщает, какой результат будет считаться выполнением боевой задачи, и каковы критерии успешной операции.

Это должно исключить непропорциональные и алогичные обстрелы. Информация будет прозрачна и понятна всем, на всех уровнях — от командира роты в пехотной бригаде «Гивати» до главнокомандующего.

В систему будут поступать во время боя все данные о каждой атаке, и когда цель будет достигнута, система сама сообщит всем действующим лицам об успешном окончании операции, что сэкономит ЦАХАЛу много боевых дней.

Генерал Кохави уверен, «Огненный круг» исключит ситуации, подобные той, когда во время Второй ливанской войны ЦАХАЛ топтался на месте более тридцати дней или операции «Несокрушимая скала», длившейся более пятидесяти дней.

Все это не просто, нужно готовить офицеров к боевым действиям в новых условиях, ломать стереотипы, привычные методы управления войсками, прежде всего у старших офицеров. Им придется изучать новые термины, учиться новым подходам.

Есть для них еще одна серьезная проблема. В систему внедрены алгоритмы искусственного интеллекта, а доверять им они не привыкли. Как принять то, что система искусственного интеллекта переносит на себя часть ответственности с бойцов и командиров?

Начальник Генштаба знает, что потребуется множество разъяснений на самых разных уровнях, что нужно объяснить людям важность и необходимость этого процесса, и он готов к этому.

Что делается

Инновационное информационное обеспечение армии позволило Авиву Кохави создать в ЦАХАЛе ранее не существовавшее в мировой военной практике новое подразделение.

Практически во всех армиях мира принят однородный состав на уровне батальонов и даже бригад, смешанные батальонные и бригадные боевые группы формируются только на время учений и боевых действий.

В отличие от них, новое подразделение будет изначально полностью интегрированным. Основная концептуальная его новизна заключается в том, что одна армейская единица сможет сочетать в себе способности бойцов сухопутных и инженерных войск, а также представителей артиллерии, ПВО, ВВС и военной разведки. Структура и штаты подразделения не имеют аналогов в мире. Вооружение — частично уже существующее в других частях, но будут и системы специальной разработки для нужд этого подразделения. Создание данного подразделения будет, как локомотив инноваций всго ЦАХАЛа.

01.01.2020 сайт ЦАХАЛа опубликовал, о создании «Многомерного подразделения» («hа-Йехида hа-Рав-Меймадит» היחידה הרב מאימדית).

В составе Главного управления планирования АГАТ (אג»ת — אגף התכנון) ГШ создано новое управление «ШИЛОАХ» — שיטות לחימה וחדשנות) — Шитот Лехима вэ-Хадшанут), что можно перевести, как «инновационные методы боя», а так же экспедиционная бригада под командованием бригадного генерала Эрана Нива. Генерал Нив — блестящая и творческая фигура, но и задачи перед ним стоят необычные. Он обязан адаптировать методы боевых действий к будущим угрозам Израилю, в том числе на десятилетнюю перспективу.

В этом и состоит роль «Шилоах», а многомерное подразделение должно взять идеи, разработанные в подразделении «Шилоах», и применить их на местах.

Бригада Нива будет отработать новые приемы ведения комплексных боевых действий с использованием различных родов войск; создать новую оперативную архитектуру и продвигать инновации, чтобы ускорить темпы изменений, которые генерал Кохави хочет провести в ЦАХАЛе. Кроме будущих угроз ближайшего десятилетия генерал Нив также должен адаптировать боевые методы к угрозам, о которых пока мало кто говорит — угрозам в кибернетической сфере и из очень удаленных (географически) уголков мира.

Вторым шагом стало создание диспетчера цифровых преобразований во главе с бригадным генералом Зивом Автальоном. Это так же серьезная новация, и она не всем понятна. Генерал Автальон отвечает за руководство процессом цифрового преобразования информации и получением необходимой информации во всем пространстве действий армии. Вся информация будет предназначена для всех участников боевых действий. Не будет критической и важной части разведки, которую военные или другие органы будут держать при себе, в то время как где-то может понадобиться эта небольшая частица информации, чтобы завершить головоломку и победить врага.

Каждый будет связан со всеми и будет функционировать на основе общего сетевого пространства. Военно-воздушные силы, военно-морской флот, сухопутные войска и другие военно-морские силы будут подключены к одной сети, и соответствующие оперативные данные будут переданы, и все будут видеть один и тот же снимок.

Сочетание системы «Огненный круг», менеджера огня и менеджера целей будет иметь значение как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.

P.S.

Черчилль говорил, что генералы всегда готовятся к прошлой войне. К Авиву Кохави его высказывание не относится.