Научно - технический прогресс, принесший человечеству
невиданные блага, вместе с тем повлек за собой тенденцию к снижению уровня здоровья. Человек не выдерживает натиска второй, созданной им самим природы, напряженного ритма жизни. И отвечает им "болезнями цивилизации". Где же выход? Есть ли в человеческом организме резервы невостребованные? Можно ли прожить жизнь не болея и на высоком тонусе? Несомненно. Но для этого надо знать, что этому противостоит.
У людей сейчас (и, к сожалению, не без участия медицины), укоренилось представление, что человек по своей природе хрупок и слаб. Но это в корне не верно.
Как и любой зверь человек запрограммирован в своих генах весьма прочным. И он это доказал как биологический вид: человечество пережило три ледниковых периода. Выжило. Распространилось по планете.Нет сомнений: природа отлично спроектировала человека. Почему же он теперь производит впечатление хрупкого и слабого существа, склонного к заболеваниям? Десяти тысячелетняя цивилизация не могла так повлиять на наследственный аппарат человека, ведь генетики утверждают, что генотип вида меняется очень медленно. Да, гены не изменились, изменились неузнаваемо условия жизни. Действительно, социальная структура общества позволила смягчить, те лишения, которые переживал наш первобытный предок. Казалось бы, человек теперь получил возможность жить очень долго. Бесконечно долго. Но случилось непредвиденное: в погоне за легкой жизнью он перестарался и в устранении физических трудностей переусердствовал. Лишил себя, к примеру, биологически запрограммированной необходимости время от времени голодать. Избавился не только от сильных физических напряжений, но и вообще от каких бы то ни было мускульных нагрузок. Человек забыл, вернее, даже и не задумывается о том, что он, дитя природы, получил в наследство от своих далеких предков и принес в цивилизованную жизнь некоторые психологические дефекты, которые у диких его предков и зверей дефектами не были. Одно из них - удовольствие от расслабления. Любое животное всегда одержимо потребностью расслабиться и отдохнуть. Только малыши, напряжение у которых запрограммировано ради напряжения, неугомонны, а взрослые звери напрягаются лишь в силу необходимости.
Цивилизация лишила человека необходимости напрягаться. Он даже тренирует это удовольствие от расслабления. Такое тренированное удовольствие от расслабления есть не что иное, как воспитание лени. Лень - порок, а не психологическое качество. Человек (как и все животные) склонен напрягаться только при наличии реальной угрозы.
Реальная угроза - это степень вероятности угрожающего события и его отдаленность во времени. Двадцатилетнему юноше, каким трусливым он не был, не кажется существенно важным предупреждение, что каждый десятый курильщик к 60 годам заболевает раком легкого. Он думает: всего лишь у одного
из десяти! Да еще через сорок лет! Угроза представляется иллюзорной и отодвигается от сознания реальным удовольствием по пижонить с сигаретой. Борьба за жизнь у животных вызывает огромные расходы физической энергии - и все в организме становится на свои места. Я глубоко убежден, что первобытный человек шагом не ходил, он бегал, как и все звери. На шаг его перевела цивилизация. Бегать для него теперь трудно, а надо бы. Резервы (которые для нас запрограммировала природа) существуют только до тех пор, пока человек максимально их использует, упражняет.
И как только упражнения прекращаются, резервы тают. Это давно известно. Попробуйте: уложить здорового человека на месяц в постель так, чтобы он ни на секунду не вставал, - получите инвалида, разучившегося ходить. Пол месяца потребуется, чтобы поставить его на ноги и унять страшное сердцебиение.
Есть в ядерной физике понятие полураспада. Оно применимо и к биологии, к белкам. Самый быстрый полураспад белков происходит в энергично работающей сердечной мышце. На их месте синтезируются новые белки. Но стоит только каким - нибудь образом притормозить ее деятельность, распад "перевесит" синтез, и половина "лишней" мускулатуры сердца развалится буквально за три - четыре недели. Потом еще и еще - до минимального уровня, необходимого для обеспечения кислородом организма лишь при лежании. Из первобытного прошлого человек принес еще одно биологическое качество - удовольствие от еды. Удовольствие от еды спроектировано так, что оно требует избыточного потребления пищи. Животные почти всегда едят жадно - им дан такой аппетит потому, что им надо запастись на всякий случай. У человека этот аппетит, увы, остался. Но опять - таки: то, что совершенно безопасно для диких животных, то вредно человеку, отказавшемуся от вынужденных постов. Думаю, что периодическое освобождение от всего лишнего в организме - видимо, важнейшая биологическая необходимость. Я не настаиваю на том, что каждый лишний килограмм приносит людям вред, для этого нет доказательств. Но что периодическая разгрузка была бы им полезна - это точно. И третья врожденная черта - пугливость. Все животные трусливы. В драку они зря не лезут. Заметив опасность, предпочитают скрыться. Внешние сигналы - угрозы, воспринимаемые рецепторами и распознаваемые корой, включают экстремальное регулирование рабочих органов. Животное готово бежать или отразить нападение. Сила его эмоций соответствует энергии движения, поэтому адреналин, один из главных продуктов экстремального регулирования, быстро разрушается, и организм животного легко возвращается к нормальной регуляции. Такому быстрому переходу организма к норме способствует высокая тренированность рабочих органов.
Человек же обладает высоким интеллектом. Но он тоже боится. Боится главным образом боли.У зверей память короткая, они быстро забывают печальный опыт прошлого. А человек - умный, журналы читает, "вычислительная машина" его работает замечательно. Он знает, к примеру, что если его родственники или знакомые болеют, то и он может захворать. Раньше человек предвидел лишь ближайшие угрозы, а теперь он рассчитывает вероятность и степень угрозы даже
на отдаленное будущее. Теперь он задолго предвидит настоящие и мнимые опасности и ощущает состояние тревоги. Эмоции его так же, как и у животных, активизируют эндокринную систему и включают программу экстремального регулирования. Но разрядки нет. Адреналин выбрасывается зря. И нет постоянной физической нагрузки (борьбы или бегства). При малой загруженности рабочие органы легко впадают в патологический режим. Так развиваются "болезни регуляции", которые связывают со стрессами индустриального общества.
(по материалам Рассказывает академик Н.Амосов сокращенный вариант статьи из журнала "Наука и Жизнь" 1980 г)
Комментарии