Ротация при Иване Грозном
Иван Васильевич Грозный хорошо понимал, что нельзя постоянно окружать себя одними и теми же людьми –слишком большая власть у них будет, а это царю совсем не нужно.
Поэтому, будучи еще молодым, «начинающим» царем он совершил первый хитрый ход – окружил себя незнатными людьми, которые должны были зависеть от него куда больше, чем люди из древних боярских родов. Вокруг царя сложился кружок единомышленников – позже один из его участников – князь Андрей Курбский – назовет его Избранной радой. Среди членов Избранной рады были знатные люди, вроде того же Курбского, но главную роль там играли не слишком родовитый Алексей Адашев и царский духовник Сильвестр.
Около десяти лет члены Избранной Рады верой и правдой служили царю и были вдохновителями многих реформ. А потом Грозный перестал им доверять. Слишком большую силу они приобрели. Адашев был отправлен в ссылку и там на свое счастье заболел и умер, избежав судьбы, которую царь уготовил всем его родным – они были казнены. Сильвестр был отправлен сначала в Кирилло-Белозерский, потом в Соловецкий монастырь, где оставался до конца жизни. Князь Курбский решил не дожидаться расправы и бежал в Литву.
Прошло еще несколько лет и в один ужасный зимний день жители Москвы узнали, что царь исчез – сбежал из города, прихватив с собой казну и самые почитаемые иконы. Вскоре Грозный нашелся в Александровой Слободе. Он сообщил своим подданным, что бежал от изменников-бояр, и так как те хотят его смерти, то он отдает им большую часть Московского царства – земщину, а себе оставляют жалкую «вдовью долю» — опричнину.
Так у царя появилось новое окружение – опричное войско, наводившее ужас своими черными одеяниями, привязанными к шеям коней собачьими головами и метлами – в знак того, что они вынюхивают, выгрызают и выметают крамолу. В опричники попадали самые разные люди, главный принцип был – безусловная верность царю. Но никакая верность не спасет, если служишь полубезумному деспоту – через пять кровавых лет, когда опричники успели уничтожить множество бояр, разграбить десятки деревень, убить митрополита Филиппа и почти стереть с лица земли богатый Новгород, гнев Ивана обрушился на них самих.
Вожди опричнины были казнены, их место заняли другие люди. А еще через два года опричнина вообще была упразднена, многие опричники уничтожены.
Но на этом ротация не закончилась. В 1575 году Иван Грозный совершил совсем странный поступок. Касимовский хан Саин-Булат, в крещении получивший имя Симеона Бекбулатовича, вдруг был объявлен великим князем и государем всея Руси. Иван в очередной раз «отрекся» от престола, покинул Кремлевский дворец, где среди роскоши и богатства поселился Симеон Бекбулатович.
Пытаюсь себе представить, какой ужас должен был испытывать «великий князь Симеон», получая послания от «Ивана Московского» или «Иванца Васильева», который нижайше бил челом великому государю. Историки никак не могут прийти к единому мнению о том, зачем был нужен этот маскарад – чтобы конфисковать от имени Симеона церковные земли, а самому не грешить? Чтобы выдвинуть свою кандидатуру на польский престол? Чтобы не дать сбыться предсказанию о том, что вот-вот должен умереть московский царь? Чтобы в новом виде возродить опричнину?
Симеон Бекбулатович правил 11 месяцев, а потом был отправлен в Тверь и на свою беду прожил долго. Все следующие цари его боялись – ведь формально он мог заявить свои права на престол. Мы знаем, что бедняга Симеон жил в бедности, ослеп – может быть даже был ослеплен по приказу Годунова. Лжедмитрий заставил его постричься в монахи, следующий царь – Василий Шуйский – сослал совсем далеко – в Соловецкий монастырь.
Но это все будет уже после смерти Грозного. А тот после «смещения» Симеона Бекбулатовича правил еще восемь лет, довел страну до полного разорения и умер при не совсем понятных обстоятельствах – не то своей смертью, не то от поданного приближенными неправильного лекарства – никакая ротация тут не помогла.
Это все к чему? Да так, музыка навеяла…
Комментарии