Бахтияр Ахмедханов / Израиль хранит спокойствие

Тревога по поводу возможного большого конфликта на Ближнем Востоке — это все-таки больше из области эмоций


Иранцы сжигают флаги США и Израиля на похоронах генерала Касема Сулеймани. Фото: Reuters

Трезвая оценка реальных возможностей Ирана позволяет с высокой долей вероятности предположить, что ничего сколько-нибудь масштабного не произойдет. Такой же вывод следует и из почти примирительного тона министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, который написал в своем твиттере, что «Иран завершил атаки на американские войска» и «не стремится к эскалации войны».

Зариф написал это в среду, то есть уже после того, как Иран нанес ракетные удары по американским военным объектам в Ираке в отместку за убийство американцами Касема Сулеймани — генерал-майора Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Оценки последствий обмена ударами очень разнятся. Если гибель Сулеймани сомнений не вызывает, то результат ракетных атак на американские базы до сих пор неясен. В Иране утверждают, что погибли десятки американцев, по американской же версии — никто не погиб.

Один израильский комментатор полушутя предположил, что щадящий обстрел иранцами военных объектов США в Ираке был произведен чуть ли не по договоренности между Тегераном и Вашингтоном — чтобы дать аятоллам возможность сохранить лицо перед согражданами.

Вообще, в Израиле последние события особой реакции не вызвали. Правда, когда готовился этот материал, в Иерусалиме шло заседание военно-политического кабинета, на котором обсуждались меры противодействия иранским угрозам в адрес Израиля. Но, поскольку подобные угрозы звучат из Тегерана регулярно, то нетрудно догадаться, что и комплекс ответных мер давно оговорен и утвержден.

Газета Jerusalem Post приводит заявление КСИР, переданное иранским информационным агентством Tasnim: «Если США ответят на атаку Ирана, Хезболла нападет на Израиль», говорится в заявлении, потому что «в этих преступлениях ни в коем случае нельзя отделять сионистский режим Израиля от преступного режима США».

И далее:

«Мы предупреждаем Великого Сатану, кровожадный и высокомерный режим США, что любой новый злодейский акт или дальнейшая агрессия против Ирана вызовут еще более болезненные и сокрушительные ответные удары».

Риторика подобных угроз не меняется долгие годы, причем с обеих сторон. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху со своей стороны также уже предупредил Тегеран, что ответный удар в случае нападения будет молниеносным и сокрушительным.

Хезболла, как известно, является проиранской военизированной партией и главным инструментом влияния Ирана в некоторых странах Ближнего Востока, главным образом в Ливане и Сирии.

Войны между Хезболлой и Израилем уже случались. Только после обмена «сокрушительными ударами» и победных реляций с обеих сторон они заканчивались фактически ничем. То есть враждующие стороны оставались при своих: Хезболла все так же контролирует юг Ливана, а израильский север все так же не чувствует себя в безопасности. Более того, вот уже несколько лет появляются сообщения о том, что у Хезболлы есть ракеты, способные поражать цели не только на севере, но и в центре Израиля. 

То, что израильская армия, представляющая собой хорошо отлаженную боевую машину, при желании может за считаные дни разнести не имеющую даже авиации Хезболлу в пух и прах, сомнений не вызывает ни у кого, в том числе и у Хезболлы. Но это — при желании. В Израиле постоянно упрекают политиков за то, что они не позволяют военным доводить боевые операции (что на северной границе, что в секторе Газа) до конца, что дает противнику возможность каждый раз вновь собраться с силами и приводит к новым жертвам среди солдат и мирных жителей.

Впрочем, это тема отдельного разговора, в нашем же случае интересно то, что КСИР угрожает Израилю не ударами непосредственно из Ирана, а Хезболлой, которая хоть и ближайший союзник, но все же не часть иранской армии. Это опять же говорит о том, что ничего серьезного не предвидится.

Ведь если на Израиль нападет собственно Иран, то ему однозначно придется иметь дело не только с израильской армией, но и с американцами, а такой расклад для режима в Тегеране, скорее всего, окажется смертельным.

Другое дело — Хезболла, которая, конечно, не уничтожит Израиль, но причинит ему неприятности, которые можно потом объявить очередной победой и актом возмездия.

Возможность очередной такой прокси-войны существует всегда, в Израиле к ней готовы, но время ее начала зависит скорее от политической конъюнктуры в регионе. Устранение американцами иранского генерала, похоже, частью региональной конъюнктуры не является.

Вернемся к озвученной КСИР угрозе. Стражи Исламской революции предупреждают, что если Иран вновь станет мишенью, то они нападут на Хайфу и Дубай.

Здесь уже есть элемент новости. С Хайфой на севере Израиля все понятно, этот город находится в нескольких десятках километров от ливанской границы и уже подвергался обстрелам со стороны Хезболлы. С Дубаем все иначе. Это город в Объединенных Арабских Эмиратах, мусульманском государстве, вроде бы не имеющем общей идеологии ни с Большим Сатаной — Америкой, ни сионистским Израилем.

Но это только на первый взгляд. Сегодня на Ближнем Востоке происходят серьезные изменения, наметившиеся уже давно и просто ранее не афишируемые. И дело даже не в том, что и Саудовская Аравия, и ОАЭ, и Израиль являются союзниками США, а значит, по сути, союзниками друг друга.

Антиамериканское граффити в Тегеране. Фото: Reuters

Связи между Израилем и суннитскими монархиями Залива существовали давно, хотя и тщательно скрывались. Контакты были в основном по линии разведок и военного сотрудничества. Сейчас эти отношения почти никто не скрывает, как и то, что строятся они на основе общей вражды с Ираном. Еще несколько лет назад, когда официальные отношения между Израилем и Саудовской Аравией казались чем-то из области фантастики, прошла никем не опровергнутая информация, что Эр-Рияд в случае начала ирано-израильской войны готов предоставить израильтянам свое воздушное пространство.

Для Ирана это еще одна причина не делать резких движений. Непримиримые враги в лице Израиля, Саудовской Аравии и ОАЭ, являющихся к тому же ближайшими союзниками США, — это слишком опасно.

Единственное, что остается Ирану, — это продолжать наносить точечные удары по американским и израильским интересам, причем делать это главным образом в третьих странах.

США и Израиль хорошо защищены своими спецслужбами, но они не в состоянии обеспечить оперативное прикрытие каждому своему гражданину, находящемуся в тысячах километрах от собственных границ.

Речь идет о так называемых «мягких целях», не являющихся охраняемыми объектами типа военных баз или дипломатических представительств. Как, например, группа израильских туристов в болгарском городе Бургасе, среди которой террорист-смертник Хезболлы взорвал свой пояс шахида. Это было в июне 2018 года, тогда погибли шесть человек и многие получили ранения.

Предполагаемая география атак подобного рода весьма широка. Это уже не только Ближний Восток с его прокси-войнами вроде йеменской, где против поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов сражаются иностранные солдаты, оплачиваемые Саудовской Аравией и ОАЭ. Сегодня это еще и Африка, где имеются как американские, так и израильские бизнес-интересы. Здесь же, в Африке, существуют многочисленные ливанские диаспоры, среди которых иранские спецслужбы активно вербуют сторонников. Сообщения о существующих рисках для израильтян и американцев уже приходили из Нигерии. Кстати говоря, в этой стране существует еще и местная община мусульман-шиитов, также представляющая собой возможную вербовочную базу.

Нынешний американо-иранский инцидент можно считать исчерпанным. Иран явно не хочет столкновения с США и его союзниками, для этого он слишком слаб. Но и Америка не заинтересована в войне с Ираном. Во-первых, это дорого. Во-вторых, Трамп ведь сам обещал избирателям прекратить «глупые войны» и ему ни к чему ввязываться в еще одну.