Ливию начали бомбить

На модерации Отложенный

19 марта 2011 года французские военные самолеты стали наносить удары с воздуха по вооруженным силам независимого государства Ливийская Арабская Джамахирия. По сути дела началась новая война в Северной Африке. В этом событии очень много символичного.

Символичным является то, что как раз 19 марта пятьдесят пять лет назад Франция начала массовую переброску своих войск в мятежный Алжир, развязав долгую и изнурительную войну, приведшую к многочисленным жертвам и закончившуюся унизительным поражением. Почему-то в Париже никто не счел нужным вспомнить про этот печальный юбилей. Как известно, Ливия - ближайший сосед Алжира и практически точная его копия. Там такой же природный ландшафт (только гор меньше), климат, сопоставимая по размеру территория, схожий менталитет у населения. Тогда Франция в начале кампании тоже демонстрировала небывалую решительность и воинственность. При этом поводом для интервенции, так же как и сейчас, стала защита мирного населения (туземцев и французов). Сейчас французские «Миражи» и «Рафали» взлетают с палубы авианосца «Шарль де Голль». Именно так звали президента республики, который в свое время распорядился вывести войска из Алжира, найдя в себе силы признать роковую ошибку.

Кто санкционировал военную операцию и кто в ней участвует?

В пятницу 18 марта Совет Безопасности ООН принял резолюцию о создании бесполетной зоны над Ливией. Это касается только самолетов и вертолетов правительственных ВВС. В западном информпространстве сейчас не принято говорить о ВВС или ВС Ливии. Их, как правило, называют самолетами и армией Каддафи.
ООН одобрила все формы вмешательства, кроме наземной операции. Представитель Франции при ООН Жерар Аро заявил, что военный удар по Ливии может быть нанесен сразу же после окончания субботнего саммита в Париже. На самом деле первый удар французские самолеты нанесли уже в 10.45 по местному времени (12.45 по московскому).
• Накануне утром ливийский лидер Муаммар Каддафи объявил о прекращении огня, это означало остановку в наступлении на столицу повстанцев Бенгази. Таким образом, он хотел лишить коалицию повода для нападения. Официальный Триполи приглашал любых экспертов для мониторинга ситуации в стране, призывал быть посредниками и гарантами правительства Мальты, Греции и Турции. Однако вскоре некоторые журналисты передали о продолжении огня со стороны правительственных войск, и самолеты французских ВВС пошли в атаку.
Кроме французов Ливию уже бомбят англичане и американцы. Готовность участвовать в операции подтвердили Канада, Италия и Польша. Интересно, что Франция, выступавшая против вторжения в Ирак и достаточно холодно воспринявшая войну в Афганистане, инициировала войну против другой мусульманской страны – Ливии.

Насколько легитимны военные действия против Ливии?

  Проект резолюции ООН №1973 предусматривает прекращение боевых действий в Ливии и касается обеих сторон конфликта. Он запрещает военно-воздушным силам Ливии выполнять полеты над территорией собственной страны. По сути это уже ставшая модной операция «По принуждению к миру»:
1. Фактически это нарушение устава ООН – основополагающего документа, принятого 26 июня 1945 года. Первый его пункт гласит, что организация основана на принципе суверенного равенства всех её членов. Там черным по белому написано: «…все члены организации воздерживаются от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства. …Устав ни в коей мере не даёт ООН права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства».
2. Представителей официального Триполи так и не пригласили для участия в обсуждении «ливийского вопроса». Это прямое нарушение регламента, поскольку устав ООН обязывает сторону, чей вопрос обсуждается, присутствовать на заседании Совбеза. Сам факт этого нарушения делает резолюцию ООН нелегитимной.
3. Следующее нарушение устава еще более существенно. Основополагающий документ Организации Объединенных Наций предусматривает процедуру проведения международной миротворческой операции: войска должны быть обязательно переведены в подчинение Военно-штабного комитета ООН, формируемого Советом Безопасности.
Это не было сделано, и Ливию бомбят самолеты, находящиеся под суверенным командованием. Наконец, решение вступает в силу только после ратификации их парламентами стран, которые будут участвовать в операции. Сейчас о таких мелочах никто не позаботился.
4. Военно-штабной комитет ООН должен, согласно уставу, состоять из всех начальников штабов стран-членов СБ. То есть, кроме американского, английского и французского генералов в принятии решений по ведению военных действий должны обязательно принимать участие их коллеги из России и Китая. Этого, естественно, не делается.
5. Каддафи назвал подобные действия агрессией и обещал отстаивать государственный суверенитет своей страны. «Это несправедливо, это - агрессия в чистом виде. Вы пожалеете, что предприняли шаги в сторону вмешательства в наши внутренние дела» - такие слова содержались в заявлении ливийского лидера. Статья 51 устава ООН признает и приветствует неотъемлемое право государств-членов организации на индивидуальную или коллективную самооборону.

Таким образом, получается, что действия коалиции, состоящей из стран НАТО, с точки зрения международного права являются совершенно незаконными, в то время как любые мероприятия, связанные с обороной своей страны, предпринятые правительством Каддафи, будут легитимны.

  Как происходящее выглядит со стороны? 

• То, что все в современном мире встало с ног на голову, уже никого не удивляет. Никогда (!) раньше государства не оказывали открытую военную помощь иностранным повстанцам. Скрытую – сколько угодно, но открытую – никогда! Это же касается и поставок вооружений.
• Всегда считалось хорошим тоном сотрудничать только с законными правительствами, иначе в мире воцарился бы хаос.
• Вторжение, проведенное для защиты сепаратистов или иных мятежников, означает объявление войны, которая, как известно, может вестись всеми доступными средствами и в любых местах. Если бы, например, французы, турки, иранцы или американцы решили в свое время не допустить разгрома т.н. чеченской оппозиции, то есть генерала Дудаева, и с этой целью стали бы наносить ракетно-бомбовые удары по российским войскам, окружившим Грозный. (Цель могла быть самой благородной – допустим, спасение мирных жителей). Что бы это означало? Разумеется войну «страны-миротворца» с Россией. И вестись она могла бы по всему миру всеми имеющимися средствами. Когда сегодня Каддафи угрожает топить в Средиземном море суда (не только военные), принадлежащие напавшим на него странам – это уже не терроризм, это – военные действия. И надо быть к этому готовыми.
• Кто же изменил существующие правила игры? Конечно США, которые в 1999 году начали бомбить Югославию, защищая косовских сепаратистов. Это был первый случай в истории, но, как видим, не последний.

Есть ли перспективы у воздушной операции? 

1. Только краткосрочные: возможно удастся спасти защитников Бенгази. На этом реально достижимые цели исчерпываются. Все остальные предполагают проведение наземной операции. Скинуть режим Каддафи с помощью натовских истребителей можно было две недели назад, когда повстанцы приближались к ливийской столице. Сегодня положение изменилось до наоборот, и ливийского диктатора силами горстки деморализованных гражданских уже не скинешь. Тут без вмешательства американского морского пехотинца никак не обойтись.
2. Расколоть страну надвое также не получится. У оппозиции под контролем находится лишь два города, а сил для наступления нет.

Большие и неоправданные потери теперь совершенно неизбежны. Натовские бомбы будут попадать в школы, больницы и иностранные посольства, ливийцы будут сражаться, уничтожая агрессоров. Общественное мнение, если не будет крупных терактов, обязательно склонится в сторону Каддафи, а у Запада появится еще одна затратная, изнурительная и непопулярная война с мусульманами.

 

Источник «Биржевой лидер»