|
Утром мажу бутерброд - Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот!". Когда Леонид Филатов писал эти знаменитые строки о царе в сказке про Федота-стрельца, он вряд ли мог предположить насколько пророческими они окажутся.
Однако на прошедшей неделе немало королей и принцев государств Персидского залива просыпались именно с одной, весьма крамольной мыслью - куда бежать в случае народного восстания. Политическая воронка, созданная революциями в Тунисе и Египте, как гигантский пылесос засасывает все новые и новые страны, где по арабским меркам ситуация еще вчера выглядела вполне стабильной.
Так что местным монархам ничего не остается, как с тоской выглядывать за окна своих роскошных дворцов и с надеждой призывать генералов, вопрошая: "Ну, как там снаружи?". А снаружи мир меняется настолько быстро, что многим правителям впору всерьез задуматься над будущим убежищем. А то скоро это может стать проблемой - некогда спокойные королевства, служившие долгие годы пристанищем для свернутых своими народами арабских лидеров, в любой момент могут сами оказаться в эпицентре народных волнений. И тогда уже их руководителям придется думать об иммиграции, бросив нашедших приют на территории их стран прочих "бывших" на произвол судьбы.
Что касается Европы, то в ней немного найдется государств, желающих лицезреть отрешенных от власти премьеров и монархов. Тем более, за большинством из них тянется такой шлейф коррупционных дел, что он может замарать самую чистую репутацию европейского политика. Пример бывшего гаитянского диктатора Дювалье, сбежавшего из своей страны с миллионами, оказался для многих европейских столиц весьма поучительным. Экс-глава Гаити, выгнанный народом за коррупцию, хотел перекантоваться во Франции всего недельку. Но, когда французские дипломаты попытались сплавить бывшего диктатора кому-либо на сторону, оказалось, что желающих приютить Дювалье нет. В итоге тот завис на птичьих правах во Франции на несколько десятилетий.
Ситуация в Бахрейне продемонстрировала, насколько переменчивым бывает настроение некогда ближайшего друга арабских шейхов - администрации Соединенных Штатов. Выбор между нефтью и демократией Белый однозначно сделал в пользу демократии. И теперь своими публичными заявлениями в поддержку арабских революций Госдепартамент на прошлой неделе раскачивал и без того утлые лодочки местных режимов с их засидевшимися во власти президентами и королями. А те, в свою очередь, срочно придумывали противоядие от народных бунтов - выключали Интернет, бросали на разгон демонстраций армию, не давали телевизионщикам возможность снимать в горячих точках на площадях.
Прошедшая неделя показала, что идеологические подходы в Америке зачастую преобладают над экономическими соображениями, да и просто элементарным чувством собственного самосохранения. Хотя, кажется уже всем в мире понятно: если череда революций в ближневосточном регионе не пойдет на спад, то цена на нефть будет только расти. А сланцевого газа, на который уповают местные энергетики, не хватит для спасения американской экономики.
Тем не менее, Белый дом продолжает "копать" под королевскую семью Бахрейна за негуманные методы борьбы с оппозицией. Иными словами, за то, что монархи не стали дожидаться, когда арабская улица сметет их суннитскую власть, установив правление шиитского большинства. А сразу, без лишних сантиментов, позвали на помощь армию, которая навела порядок.
Впрочем, на прошедшей неделе, Белый дом отличился и в другом вопросе - о принадлежности Курильских островов. Не успели отгреметь фанфары после завершения работы над договором СНВ-2, а весь мир порадоваться успехам "перезагрузки", как в Вашингтоне решили вновь подложить не ложку - целый половник "дегтя" в повестку дня российско-американских отношений. В пятницу посольство США в Москве еще раз подтвердило консолидированную позицию своей страны по Курилам. Хотя в дипмиссии мне объяснили, что ничего нового они не сказали - только изложили русским языком, то, что уже многократно звучало на языке Шекспира.
С точки зрения логики позиция Вашингтона выглядит крайне запутанной. С одной стороны американцы признают суверенитет Японии над четырьмя островами Курильской гряды, но с другой - Белый дом поддерживает усилия Москвы и Токио по подписанию мирного договора. Хотя опять же все понимают: Япония не подпишет в обозримом будущем мирный договор с Россией, поскольку Москва острова ей опять же в обозримом будущем не отдаст. К тому же американская позиция как минимум отдает "двойными стандартами" - территории, о которых идет речь, достались Советскому Союзу на основании результатов Второй мировой. Признавая суверенитет над островами японцев, Белый дом фактически подтвердил, что больше не признает итогов войны, в отношении своего нынешнего стратегического союзника - Токио.
"Вот и верь после этого людям", - могло бы воскликнуть немало мировых лидеров, наблюдая за па-де-де американской дипломатии. Впрочем, публикации "ВикиЛикс" многое расставили на места. Они подтвердили, что во внешней политике ждать от Вашингтона порядочности "первой свежести" и тем более верить в спасительную силу дружбы с американскими первыми лицами не приходится. В дипломатии США всегда пахнет деньгами и это "просто бизнес".
Не отставали от своего "заокеанского брата" по части, как посильней "уесть" Россию, на прошедшей неделе в Европе. Депутаты Европарламента приняли осуждающую Москву резолюцию по судебной системе в нашей стране. Тем самым народные избранники абсолютно осознанно подложили "большую свинью" всем исполнительным структурам ЕС. Те только-только начали понимать: в условиях политической турбулентности на Ближнем Востоке и в странах Персидского залива сближение с вполне стабильной Россией выполняет роль экономического якоря, не позволяющего событиям в нефтеносных регионах слишком сильно влиять на экономическое положение единой Европы.
А теперь чиновникам в Брюсселе предстоит объяснять российским партнерам суть пословицы "мухи отдельно, а котлеты отдельно". И что пиар-логика евродепутатов не имеет никакого отношения к реальной политике, где между Россией и Евросоюзом действует программа "Партнерство для модернизации", и где, некогда самые стойкие критики Москвы, - британцы - примирились с нехитрой истиной: можно не "дружить домами", но при этом оставаться с Россией доброжелательными компаньонами.
|
Комментарии
"Утром мажу бутерброд - Сразу мысль: а как народ? И икра не лезет в горло, И компот не льется в рот!"