"Зелёная гвоздика увяла вмиг, увы! "

На модерации Отложенный

"Зелёная гвоздика увяла вмиг, увы! " (с) Честертон


Зелёная гвоздика – непременный атрибут Оскара Уайльда. Зелёная гвоздика, то здесь, то там появляется на книжных страницах. И мало кто из писателей отказывает себе в удовольствии по ней проехаться. («Нам говорят, что полевой цветок, сильнее пахнет, если он раздавлен» (с) ) Ну, и в конце концов, зелёная гвоздика стала первым символом людей заявляющей об их гомосексуальности, уступив в наши дни свои позиции радужному флагу.
Вопреки распространенному мнению, гвоздика становится знаком геев не при, а после жизни Оскара. Логичный довод приводит внук Уайльда Мерлин Холланд (автор, Irish Peacock and Scarlet Marquess, кто есть кто в этой паре догадаться несложно) ,
- будь гвоздика использована для декларирования такого рода, лорду Куинсберри просто не было бы необходимости что-то там доказывать, выискивая намёки между строк «Портрета Дориана Грея» .
Зелёной гвоздике удалось, то, с чем не справились лилии и подсолнечники, часто делающие Уайльда мишенью карикатуристов. Эти цветы, хоть и обладали несомненными достоинствами, были всего лишь созданиями природы. А вот зелёных гвоздик во времена Уайльда не было как таковых. Цветы помещали в специально питательный раствор, который и придавал им такой «ирландский» окрас. Более удачный пример для облагораживания жизни искусством не придумать. Вверх эстетства!
Если верить Эллману, то впервые зелёная гвоздика появилась на сцене (в прямом и переносном смысле) на премьере «Веера леди Уиндермир» , 20 февраля 1892 года.

В этот день Уайльд попросил нескольких друзей вставить в петлицу зелёные гвоздики, а заодно и одного из артистов.
«И что всё это значит? » - спросил Робертсон. Уайльд ответил: «Ничего не значит, но пусть все ломают головы. » (с)

В 1894 году вышла книга Роберта Хиченза «Зелёная гвоздика» , прототипами героев которой были Уайльд и его любовник Альфред Дуглас (aka Бози) . Хоть и предполагалось, что труд сей сатира на эстетство, но вышло документальное описание, весьма нелестно характеризующее «кавалера зелёной гвоздики» . Это, впрочем, не мешало многим приписывать авторство самому Уайльду. Что в результате и заставило его написать опровержение в газету:

«Сэр! Позвольте мне со всей решительностью опровергнуть предположение, высказанное в Вашей газете в последний четверг и затем повторенное многими другими газетами, что я являюсь автором «Зеленой гвоздики» .
Да, этот великолепный цветок изобретён мною. Но с пошлой и посредственной книжонкой, присвоившей его странно прекрасное название, я, само собой разумеется, не имею ничего общего. Цветок – произведение искусств. Книга никоим образом. »

Странный цветок прижился не только в Англии и Европе. Так уже в начале 20 века корреспонденты московских газет, описывая внешность наших эстетов, нередко указывали на «зеленые гвоздики» за ушами и в волосах.