Советник главы КС: "дегенераты" создают "рай для преступников"
На модерации
Отложенный
Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин удовлетворил заявление об увольнении по собственному желанию с должности советника Владимира Овчинского. По словам самого экс-чиновника, это стало следствием публикаций в прессе, в которых теперь уже бывший советник резко раскритиковал президентские законопроекты, направленные на гуманизацию уголовного законодательства.
"По просьбе главного редактора журнала "Однако" я написал на основании экспертных заключений статью, где сформулировал свою позицию. Вышла публикация в журнале, позже на ту же тему я дал интервью сайту "Свободная пресса"", - рассказал Овчинский в интервью Радио "Свобода".
- Против чего протестовал Овчинский
- Овчинский: "Правовые дегенераты" создают "рай для преступников"
- Овчинский - не первый, уволенный из КС за критику
Выступления Овчинского вызвали недовольство разработчиков поправок из администрации президента, а также ряда судей Конституционного суда. В состоявшемся вслед за этими публикациями разговоре Зорькин, как пишет "Коммерсант", указал своему подчиненному на недопустимость его "широкомасштабных выступлений", вызывающих "негативное восприятие не только у судей КС РФ, но и в других судах, а также в органах госвласти, в том числе в администрации президента".
"Однако следовать предложенным рекомендациям руководства Овчинский отказался и подал заявление об увольнении по собственному желанию. Оно было удовлетворено 14 марта", - сообщили во вторник в пресс-службе суда "Интерфаксу".
Овчинский поясняет, что "критика или поддержка законопроектов в сфере уголовной юстиции, а также контакты с органами власти по этому поводу" были его прямыми обязанностями в московском представительстве КС. "Проект новых поправок к УК с пояснительной запиской я получил в Общественной палате с просьбой дать свое экспертное заключение. Я считаю, что законопроект на любой стадии его подготовки не может считаться закрытым для публичного обсуждения", - говорит уволенный чиновник.
Источник, близкий администрации президента, сообщил журналистам, что раскритикованный Овчинским проект был всего лишь межведомственным документом, разосланным в ведомства для сбора мнений.
В свою очередь в КС заявляют, что Овчинский "дал публичную негативную оценку законопроекту, который, став законом, мог бы явиться предметом рассмотрения Конституционного суда (таково потенциальное будущее любого закона)". При этом он позиционировал себя в качестве советника председателя КС, отмечают в пресс-службе суда.
Источник в суде сообщил "Интерфаксу", что место советника, которое занимал Овчинский, в ближайшее время останется свободным, кандидаты на освобождающуюся вакансию в КС пока не рассматриваются.
Против чего протестовал Овчинский
По словам Овчинского, его критика в адрес нового закона, смягчающего наказания по целому ряду статей УК РФ (соответствующий Федеральный закон вступил в силу 11 марта), вызвала "крайнее недовольство" главы администрации президента Сергея Нарышкина и руководителя государственно-правового управления президента Ларисы Брычевой. Именно в администрации президента готовилась концепция поправок, впоследствии получивших законченный вид в Министерстве юстиции, отмечает Право.ru.
Овчинский, в целом разделяющий идею либерализации уголовного законодательства, выступал резко против части поправок, отменяющих нижний порог санкций за некоторые опасные преступления. В частности, он высказывал несогласие с тем, что судьям, фактически, разрешили отпускать на свободу осужденных за грабеж, разбой, квалифицированную кражу, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Также экс-советник главы КС не мог согласиться с поправками, согласно которым судья может повторно назначать условное наказание для лиц, не отбывших предыдущее наказание полностью или находящихся на испытательном сроке по условному приговору, в том числе совершивших преступления средней тяжести. Кроме того, Овчинский публично говорил о том, что сейчас готовятся новые поправки в УК, декриминализующие товарную контрабанду.
По мнению правоведа, недопустимо столь лояльное отношение к опасным преступлениям, в том числе - создающим условия для коррупции и развития преступных сообществ. Также он выступает против принятия подобных поправок в авральном режиме и без детального общественного обсуждения.
Овчинский: "Правовые дегенераты" создают "рай для преступников"
"Первое, что вызывает протест: теперь человек, совершивший преступление средней тяжести или даже тяжелое, может получить условно-досрочное освобождение. Такого нет нигде в мире!", - рассказал Овчинский.
"Второе. По 68 составам преступлений минимальный срок снижен до 2 месяцев лишения свободы. Я был бы не против, если бы речь шла о малозначительных преступлениях. Но это не так! В число преступлений, по которым срок снижен, вошли такие, как нанесение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть. Но во всем мире это называется убийством. Это часто хуже, чем убийство. Убийство может быть спонтанным: возникла драка, полуаффективное состояние, конфликт, ударил табуреткой – смерть. Но умышленные тяжкие телесные повреждения, тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, всегда считались более изощренным преступлением. Теперь таких лиц можно фактически освобождать от реального срока, они могут получать до 2 месяцев лишения свободы. Такое могли написать только правовые дегенераты!"
Кроме того, рассказал Овчинский, "до двух месяцев лишения свободы теперь могут получать и лица, совершившие разбой, даже групповой, а также квалифицированные кражи". "То есть фактически создается рай для уголовного элемента", - заявил экс-чиновник.
По словам Овчинского, предлагаемые нововведения вызывают протест не только у него. "Еще десятки ученых, юристов, эксперты Общественной палаты, эксперты Государственной Думы, Правовое управление Думы, Комитет по Конституционному законодательству, Правовое управление Совета Федерации, - все вынесли категорически отрицательные заключения по этому законопроекту. Но эти заключения были выброшены в мусорное ведро, законопроекты протащили через Совет Думы, проштамповали, проголосовали, как обычно...".
Кроме того, по словам Овчинского, ему стало известно, что готовится очередная серия поправок, суть которых - декриминализация товарной контрабанды.
"Это означает, к примеру, что эшелоны с китайским контрабандным ширпотребом, поставка паленой водки или фальсифицированных лекарств - больше не преступления, а административные правонарушения. Кто это может лоббировать? Во всем мире товарная контрабанда, а не только контрабанда оружия или наркотиков, является тяжким преступлением. Она входит в разряд деяний, которые относятся к организованной преступности. Эта категория преступлений подпадает под Конвенцию ООН против организованной преступности, которую Россия, кстати, ратифицировала".
"Лоббисты, которые пробивают это, думаю, заинтересованы в том, чтобы были закрыты дела, которые до сих пор ведутся в Следственном комитете, в Следственном управлении ФСБ, в подразделениях дознания Федеральной таможенной службы, в Следственном департаменте Министерства внутренних дел. Это дела на многомиллиардные суммы. Как только это будут приняты эти поправки, все будет закрыто. Поэтому - уверен - с этим надо разбираться всерьез. Считал бы даже, что нужно проводить расследование в рамках уголовного дела, чтобы выяснить, кто включил такие поправки в законопроект по гуманизации УК", - рассказал Овчинский.
Овчинский - не первый, уволенный из КС за критику
В апреле 2010 года пресс-служба КС комментировала аналогичный скандал, вызванный негативным отзывом начальника управления конституционных основ уголовной юстиции Олега Вагина на президентские поправки к УК, касающиеся ужесточения наказаний для милиционеров.
Также год назад состоялась отставка судьи КС Анатолия Кононова, которого коллеги обвинили в нарушении судебной этики также после интервью в прессе. В нем Кононов, в частности, раскритиковал президентский законопроект с поправками к закону о КС.
Владимир Овчинский - генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук, с 1997 по 1999 годы возглавлял российское бюро Интерпола. Работал советником КС с 2004 года.
Комментарии