Наука и теология - причинность и целесообразность

По мотивам наших с Котом Бегемотом дискуссий )

С точки зрения науки, понимать и объяснять вещи и процессы - значит выяснять их причины. Принцип причинного объяснения считается единственно эффективным в научном познании мира и человека.

В противовес науке, теология утверждает, что возникновение, существование, исчезновение вещей и свойств определяется не причинами, а целями. Но поскольку наличие целей в неживых вещах непосредственно не обнаруживается, приходится признать внешнюю для вещей божественную целеполагающую силу, промысел божий.

Основной вопрос телеологии - для чего, с какой целью совершается тот или иной процесс. Телеология усматривает в естественных процессах разумный замысел, переносит на природу способность к целеполаганию, которая присуща человеческой деятельности.

Ученые не отрицают наличие целей, а сторонники телеологии не отрицают существование причин. Но наука настаивает на том, что если на поверхности мы видим действие целей, в глубине надо искать действие причин. Прямо противоположное утверждает телеология: там, где на поверхности мы видим действие причин, в глубине надо искать действие целей.

И науке, и телеологии, присущи внутренние противоречия.

Проблемы научного метода таковы:

1. Универсальность причинности ведет к положению, что каждая причина должна иметь причину. Отсюда следует уход в бесконечность. А это в свою очередь означает, что не существует последней причины, значит и в целом причинное объяснение "повисает в воздухе".

2. Природа - причина самой себя, т.е. природа не имеет причины, а, следовательно, и не всё имеет причину.

Проблемы телеологии:

1. Если всё происходящее служит разумному замыслу, то должен существовать вселенский разум. Но тогда непонятно, чем он руководствуется в своих действиях? Отсюда вполне логично следует, что "пути господни неисповедимы". Этот принципиальный тезис христианской догматики приемлем для людей верующих, то неприемлем для людей думающих.

Такая вот гипербола получается.