Дальневосточная целина, часть третья

       ВОВОЧКА НАПИЛСЯ!
  
  Жили мы в двухквартирном щитовом доме: одна квартира девчоночья, другая - мальчуковая. Как все женщины, хоть и весьма юного возраста, мы взяли шефство над своими мужчинами. На нас была готовка пищи,стирка. Уборку квартиры мы оставили мальчишкам. Но время от времени заходили с инспекцией на их половину.
  Вот так ожнажды мы и увидели ЭТО.
  В этот день у части ребят был выходной. Они где-то раздобыли спирт ( в те годы и в тех местах это было нетрудно) и решили, видимо, проверить, что такое быть по-настоящему взрослыми.
  Словом, мы нашли их в весьма интересном состоянии. Хуже всех чувствовал себя Вовочка! Он был самым младшим из нас ( в школу пошёл шести с небольшим лет). Наверно, поэтому его никак иначе не звали - только Вовочкой , ребенком. И теперь наш ребенок разбушевался. Он чем-то швырялся, что-то орал. А остальные смеялись и подбадривали его.
  Что было делать? Мы попробовали уговорить мальчишек одуматься - куда там! И тут одна из нас заявила: " Что ж, давайте, выпью с вами!"- и , плеснув жидкости в алюминевую кружку, поднесла её ко рту.
  Надо было видеть, как стремительно отрезвели наши мальчишки. Все, кроме Вовочки. Но теперь, все вместе мы быстренько усмирили его и уложили спать.
  Классное собрание  по разбору происшествия проводили не в этот день.

      БУРАН

   Уборка урожая закончилась. Последние машины с зерном ушли с полей. Дирекция совхоза предложила нам работу на молочно-товарной ферме.
   Мы не возражали. Мы даже не боялись этой совершенно незнакомой работы : юность всегда уверена, что ей по плечу любое. Единственное, что расстраивало - это необходимость переезда на отделение, тогда как мальчишки оставались на центральной усадьбе. Теперь расстояние между нами было километра четыре.
   Нет, мы не скучали по нашим мальчикам. Ещё чего! Мы вовсю осваивали уроки ручного доения и ухода за коровами.Доярки отнеслись к нам доброжелательно, но никто не собирался освобождать от каких- либо обязанностей. Ферма была оборудована только вагонетками, которые развозили корм и вывозили навоз. Всё остальное -
загрузить вагонетку силосом или шротом; наносить ведрами воду для поения коров,в  конце концов, подоить их , два десятка мычащих рогатых создания, каждая со своим норовом - вручную.
   Руки очень быстро опухли, стали красными. А по ночам болели.( Потом, когда доение осталось позади, мы вдруг заново разглядели свои руки - и они  показались нам сплюснутыми дорожным катком.)
   По ночам на ферме дежурили по очереди. Как-то в моё дежурство отелилась корова. Пришлось принимать теленка! Срашно,но интересно! А однажды корова,как-то сумев отвязаться, помчалась за своим новорожденным дитятей, увозимым в телятник.Хорошо, что мы с теленком были в телеге.

Неси мы его пешком, могли бы и на рога Красотке попасть!
   Словом, скучать нам было некогда. Тем не менее, время от времени мы почему-то ходили на центральную усадьбу, проведывали своих механизаторов.
   Вот так однажды зимой мы втроём или вчетвером отправились туда.Цель была - магазин. На отделении многого купить было невозможно.Уже на полпути нас застал снегопад. Потом задул ветер. Словом, до магазина мы не добрались, заскочили в домик к мальчишкам. Узнав, зачем пришли, ребята вызвались дойти до магазина и купить, что требовалось.
Через недолгое время с сообщением, что магазин закрыт, они вернулись. Но не все: одного, Славика, потеряли где-то по дороге, потому что на дворе уже выл настоящий буран.Пока мы охали и ахали, пока решали, кто пойдет на поиски, оказалось, что идти никуда нельзя: дом завалило почти по самую крышу. Двери было не открыть.
   Всю ночь мы провели в тревоге.А утром, когда буран кончился, Славик сам появился. Ему удивительно повезло! Он ушел в степь, но наткнулся на машину с радиолокатором. Она почему-то оказалась не запертой - и он пересидел внутри до самого утра. Оказалось, машина была совсем недалеко от нашего дома

.Он снаружи, мы изнутри - кое-как откопали вход и воссоединились наконец! Радости не было предела!

     СТУДЕНТЫ

   Через год нас разделила уже другая напасть : комсомол выдал половине класса путевки для поступления в институты.
Боюсь, вы мне не поверите, но ссора вышла не за обладание путевкой, а за то, чтобы остаться в совхозе. В конце концов. мы решили вообще никому никуда не ехать. Но представитель райком заявил, что комсомольской дисциплиной пренебрегать никому не позволено. Что ж! Кинули жребий. И вот половина класса - в Хабаровске. Через три дня после приезда - вступительные экзамены. Наши путевки, конечно, никаких привелегий нам не давали, надо было участвовать в обыкновенном конкурсе. Но мы все поступили. И наши товарищи,оставшиеся в совхозе еще на год, в следующем году поступили тоже.
   Мы учились в разных институтах, однако помогали друг другу постоянно. И все получили высшее образование.
   Когда я уже работала на радио, в нашем городе создали "Клуб специалистов". Это было модно в середине 60-тых. Я предложила председателю радиокомитета сделать репортаж с первого заседания клуба. Там, сказала я, будут мои мальчики. Председатель удивился - и решил пойти вместе со мной.
   Увидев отношение ко мне молодых врачей и инженеров, он по окончании вечера сказал мне: " Ты была права - это твои мальчики!"
   Только они были не мои, а наши - мои дорогие друзья. И остались такими на всю жизнь.