Скандалы на почве антисемитизма стали обыденностью и частью пиара? Последний буквально поразил мир: арт-директор французского дома высокой моды Christian Dior (теперь уже бывший), всемирно известный дизайнер Джон Гальяно оглушает посетителей парижского кафе антисемитской лексикой и признаётся в своей любви к Гитлеру (кстати, по данным Еврейского агентства «Сохнут», «лидерами» по антисемитизму в Европе сегодня являются Франция и Австрия) и почти одновременно с ним в другом конце всё той же Европы, в Украине, лауреатом национальной Шевченковской премии, чуть не стал скандальный роман «Черный ворон» Василя Шкляра, который многие называют «талантливой творческой энциклопедией, антисемитизма и русофобии», по которому другая знаменитость - польский режиссер Ежи Гофманом собирается снимать художественный фильм.
В итоге, антисемитизм явление насколько очень древнее, настолько же и живучее: официально осуждаемое, реально многими поддерживаемое в мире от целых государств (нацистская Германия, современный Иран) до миллионов людей в мире. Как в песне незабвенного Владимира Высоцкого под характерным названием «Антисемиты»: «Не лучше ль податься мне в антисемиты: на их стороне хоть и нету законов, – поддержка и энтузиазм миллионов». Действительно, попытки создавать в лице евреев образ коварного внутреннего врага, конечно, постыдная, но весьма распространённая тенденция: тысячи книг по проблеме антисемитизма так и не сумели объяснить корни явления и его популярность на протяжении 2 тысячелетий, поэтому, его причины до сих пор остаются плохо понятыми, а на само обсуждение в обществе часто наложено табу.
Зачем нужен образ внутреннего врага и почему чаще всего на эту роль избирают евреев?
Вспышки ксенофобии, антисемитизма в обществе, как правило, совпадают с нерешёнными социально-экономическими проблемами, экономическими кризисами и социальными взрывами.
Пример - мировой кризис 2008-10гг. Как известно из опросов, треть жителей Европы возложили за него ответственность на… евреев. На другом континенте, когда тогдашний президент Бразилии Луис Инасиу да Силва заявил, что «финансовый кризис вызвали не африканцы и не индейцы, а люди со светлыми волосами и голубыми глазами», имея в виду банкиров США, СМИ тут же мощно (!) отметили, что наиболее успешная их часть – это представители еврейского народа, а они далеко не все блондины с голубыми глазами.
Так что же даёт создание образа «коварного внутреннего или внешнего врага», если с такой готовностью к нему прибегают индивиды и целые государства (вспомним хотя бы руководство Ирана, утверждающеe, что "Холокост - выдумка евреев")? Отметим два основных момента:
1. «Эффект вымещения». Это позволяет направить народное недовольство в другую сторону и тем самым сбить его опасный накал. Речь идёт о явлении, которое у психологов получило название «эффект вымещения»: глубоко обиженный человек теряет объективность суждений и готов выместить свою боль на любом, кто подвернётся ему под руку. Остаётся только подставить ему этого «подвернувшегося». Именно так было в нацистской Германии с евреями. Сказано же было, что если бы евреев не было, их следовало бы выдумать для удобства политиканов на все времена;
2. Отвлечь внимание. Уводит общественное сознание от истинных причин, и истинных виновников бедствий, помогает отвести негатив от «себя любимого». Например, вы когда-нибудь видели власть в экономически нестабильном государстве, которая признает в бедах виновной себя? Нет, не увидите. А гнев народа нужно спускать через какие-то клапаны, иначе произойдет взрыв. Ксенофобия - удобный и часто применяемый инструмент.
Таким образом, создание образа врага является хорошим способом удержания власти, так как служит удобным отвлекающим манёвром, а также фактором мобилизации и сплочения общества. Например, знаменитое «дело Бейлиса», которое на самом деле является классическим примером использования заурядного уголовного преступления в политических целях, когда в далёком для нас 1911 году в Киеве произошло зверское убийство швайкой (большим шилом) 12-летнего мальчика Андрея Ющинского. И хотя все следы преступления вели к Вере Чеберяк, содержательнице притона и скупщице краденого, с сыном которой дружил Ющинский, по-видимому, пригрозивший разоблачением, обвинили в убийстве приказчика кирпичного завода, около территории которого был найден труп ребёнка, – еврея Менделя Бейлиса. Убийство попытались объяснить «еврейским ритуалом», будто бы при изготовлении мацы к Пасхе используется христианская кровь (убийство произошло в субботу незадолго до еврейской Пасхи). Так вот, судебный процесс по этому делу будет длиться с 1911 по 1913 год, привлекая всё это время внимание общественности и подогревая националистические чувства. В конечном итоге, Бейлис был оправдан, а истинные виновники убийства так и не были найдены.
Источник «Биржевой лидер»
Комментарии