Услужливый дурак? Или тотальная цензура?
На модерации
Отложенный
Два месяца назад в программе «Поле зрения» начальник пресс-службы и информации администрации Тамбоской области Владимир Шуняев соловьем заливался, рассказывая, как вся администрация области и лично он ратуют за свободу слова.
Ратовал он, ратовал, а на этой неделе взял и почикал все тамбовские газеты и телевидение, освободив их от доброй части материалов, посвященных визиту в Тамбов Владимира Путина.«Несвоевременно это»,– объяснил мне в частном разговоре знакомый чиновник из администрации области. Я попросил пояснить.
Выяснилось, что материалы про визит Путина все газеты и ТВ обязали согласовать с администрацией. Кто обязал? Начальник управления пресс-службы и информации администрации области Владимир Шуняев. И часть материалов цензуру не прошли. «Да,– смеясь продолжил собеседник,– твой материал, в «Меридиане», тоже слетел. И в других газетах многое порезали. А уж про телеканалы лучше и не спрашивай».
Я не поверил. Я сам ни разу в жизни не согласовывал материалы с чиновниками администрации, в том числе и в годы работы редактором в «ТМ». Поэтому все это, сказанное осведомленным чиновником, я отнес на праздничные возлияния и связанные с этим преувеличения. Но, переждав выходные, я написал-таки Алексею Толмачеву, нынешнему редактору «ТМ», письмо с вопросом – правда, что статья не вышла? Тот ответил: «Да. Материалов много было, не хватило места».
Я не стал его мучить. Но вспомнил просьбы не писать больше о выборах – сразу после выхода в свет в «ТМ» статьи, где я сообщал о фактах принуждения студентов к голосованию за определенную партию в стенах учебных заведений. Что ж, и тут без пресс-службы не обошлось?
Еще с осени я обратил внимание на странную закономерность: тамбовские СМИ перестали участвовать в выборах. Не все, конечно. Государственные участвуют. Частные – нет. А раз газета или телеканал не заявили в оговоренные сроки о своем намерении публиковать агитационные материалы кандидатов и партий, то делать этого не имеют права.
Выборы всегда рассматривались газетами и телевидением как способ наполнить бюджет на год вперед, а при определенной удаче, и на полтора. И тут вдруг все повально отказываются от участия в выборах. Что, денег стало много?
Да нет, не стало. Но урок, данный «Тамбовскому меридиану», который после неугодных администрации области статей, на несколько месяцев остался без крупнейших в области распространителей – «Почты России» и «Роспечати», видимо, был выучен назубок. Теперь никто не желает перечить администрации области.
Информационное поле зачищено – можно беспредельничать на выборах. Можно заставлять голосовать за «Единую Россию» студентов и бюджетников (подробности), с обязательным контролем в виде фото бюллетеня (ст. 141, ч. 2 УК РФ). Можно завалить весь город непонятно кем выпущенными листовками, многие из которых даже не имеют выходных данных. Можно в нарушение законодательства расклеить листовки с едросами в местах, для этого не предназначенных. Можно за 5 дней до выборов принести избирателям торты с открытками, где красуются депутаты от «Единой России» (подкуп избирателей – ст. 5.16 КоАП РФ).
Можно творить все, что угодно, об этом все равно никто не напишет.
Но вернемся к нашим баранам. Моральную сторону дела я оставляю в стороне. Пусть господин Шуняев и его сообщники потом своим детям и внукам расскажут, как они боролись за становление гражданского общества в России. Перейду сразу к юридической. Цензура прессы прямо запрещена в Конституции Российской Федерации, а уголовный кодекс предусматривает за преступление подобного рода до двух лет лишения свободы.
Конституция РФ. Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Уголовный кодекс РФ. Статья 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов
1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации – наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Кстати, материал о визите Путина, «зарезанный» чиновником – вот он. В понимании господина Шуняева, о Путине, видимо, нужно писать как о мертвом – или хорошо, или ничего. Хотелось бы мне знать, чиновник получил личные указания Путина на этот счет или просто ведет себя, как герой басни Крылова?
Хотя услуга нам при нужде дорога,
Но за нее не всяк умеет взяться:
Не дай бог с дураком связаться!
Услужливый дурак опаснее врага.
Двадцать лет назад первая в Тамбове независимая газета «Тамбовские губернские ведомости» получила в «Доме печати» освободившийся в связи с переменами в стране кабинет. На кабинете висела табличка. Вот эта:
Я думаю, что господину Шуняеву пора заказать себе на кабинет такую же. На тот, в котором он будет в дальнейшем сидеть.
Комментарии