Великие экономические мыслители: их жизнь, эпоха и идеи
Аннотация
Когда в 2005 году скончался Роберт Хайлбронер, газеты сообщали о смерти известного американского экономиста и социолога. Но миллионы благодарных читателей по всему миру знали его прежде всего как автора "Философов от мира сего" - удивительного повествования о судьбах и идеях титанов экономической мысли. Удивительного еще и потому, что общий тираж книги Хайлбронера составил несколько миллионов экземпляров, наглядно опровергнув миф о том, что экономика является мрачной и не интересной наукой. На страницах "Философов" великие теории соседствуют с описанием причудливых выходок их авторов. Вечно рассеянный Адам Смит и ворчливый Карл Маркс, блистательные Давид Рикардо и Джон Мейнард Кейнс - эти люди изменили наш мир, и рассказ о них вряд ли оставит равнодушными как студентов, так и тех, кто всю жизнь хотел узнать об экономике побольше, но боялся заглянуть в толстенные, напичканные формулами тома.
Введение
Эта книга посвящена горстке людей, слава которых странного рода. С точки зрения школьных учебников истории, они были никем: не командовали армиями, не посылали людей на смерть, не правили империями и редко участвовали в принятии решений, влиявших на ход истории. Часть из них достигла определенной известности, но никто не стал национальным героем; некоторые подвергались открытым нападкам, но ни один не считался врагом государства. И все же то, чем они занимались, зачастую оказывалось важнее для истории, чем деяния гревшихся в лучах славы государственных деятелей, потрясало мир сильнее, чем переходы огромных армий через границы, приносило больше благ и несчастий, чем королевские указы и законы.
Дело в том, что владеющий умами людей обладает властью большей, чем ее способен дать меч или скипетр: именно поэтому наши герои определяли очертания мира и управляли им. Мало кто из них пошевелил ради этого хоть пальцем; в основном они были учеными и работали тихо и неприметно, вряд ли интересуясь мнением окружающих о себе. Из-за них погибали целые империи и уничтожались континенты; они то обрушивали, то собственными силами поддерживали политические режимы; по их велению класс восставал против класса, народ — против народа; и все происходило не вследствие коварности их планов, но из-за потрясающей силы их идей.
Кем были эти люди? Мы называем их Великими Экономистами. Но, как это ни странно, о них самих мы знаем очень мало. Казалось бы, в мире, постоянно сотрясаемом экономическими неурядицами, то с волнением, то с интересом обсуждающем экономические вопросы, великие экономисты должны быть известны не менее, чем, скажем, великие философы или государственные деятели.
На самом деле они кажутся всего лишь тенями из прошлого, а так волновавшие их темы, некогда вызывавшие бурное обсуждение, сегодня удостаиваются лишь сдержанного благоговения. Говорят, что экономика, вне всяких сомнений, наука важная, но сложная и не слишком увлекательная, так что пусть лучше ею занимаются те, кто чувствует себя как дома в малодоступных сферах мысли.
Подобное мнение ужасно далеко от истины. Человек, думающий, будто изучение экономики — удел профессоров, забывает, что именно она посылала людей на баррикады. Тот, кто заглянул в учебник и решил, что экономика скучна, напоминает человека, прочитавшего введение в логистику и заключившего, что война — унылый предмет для изучения.
Нет, экономисты вели исследование, увлекательнее — и опаснее — которого мир вряд ли видел. Идеи, с которыми они имели дело, в отличие от идей великих философов, играли заметную роль в нашей повседневной жизни; казавшиеся им нужными эксперименты, не могли быть проведены в тиши лаборатории. Теории великих экономистов потрясали мир — а их ошибки оказывались для него гибельными.
Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать, — писал лорд Кейнс, сам великий экономист. — В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад. Я уверен, что сила корыстных интересов значительно преувеличивается по сравнению с постепенным усилением влияния идей.
Что и говорить, не все экономисты были титанами мысли. Тысячи оставили после себя тексты, зачастую бывшие памятниками скуке; многие исследовали мало значимые мелочи с рвением средневековых ученых. И если сегодня экономике недостает блеска, если экономисты уже не ощущают себя участниками увлекательного приключения, то винить можно лишь их самих. По-настоящему выдающиеся экономисты не были учеными педантами. Предметом своего изучения они считали целый мир и пытались уловить самые разные его настроения, рисуя его злым, отчаянным, надеющимся. Превращение их еретических мнений в образец здравого смысла вкупе с их же обличением «здравого смысла» как набора предрассудков были важнейшими элементами при строительстве интеллектуального здания современной жизни.
Комментарии
Когда-то мутаки допрут до этого факта. Впрочем, мудрецы это понимали всегда - такие, как приятели Ганди и и Л. Толстой
Великим экономическим мыслителем можно считать лишь того, чьи теории потом подтверждаются реалиями "древа жизни".
Ученные это признают, создав "шнобелевскую" премию - фантазия двигатель ума, а значит и стимулятор новых полезных открытий.
Напр. одна из последних шнобелевских премий дана за намагниченных тараканов - за открытие факта более длительного сохранения магнитных спинов у мертвых тараканов, чем у живых...
Уж куда более бесполезное открытие?
Ан нет, на основе этого открытия сделан более точный прибор для ориентирования в магнитном поле.
И последнее. Ученных нельзя винить за отрицательные результаты их работ.
Всегда виновата власть, принимкающая ошибочные решения, т.к. у них есть выбор, финансы и ресурсы навязывания обществу своих решений.
Только у них органы для зарабатывании денег другие ))
Ученые тоже люди, со всеми слабостями...
Претензии должны быть обращены к политикам, тратящими народные деньги на ерунду!
Р.С. "гранды" ---- значит гранты?!
-
Ну как он МОГ НЕ ПОНЯТЬ НАЛИЧИЕ НЕУСТРАНИМОГО ЭГОИЗМА В ЧЕЛОВЕКЕ нашего вида?(
Его главная часть о переходе формации Капитализма в формацию Социализма именно по этой причине ОКАЗАЛАСЬ ЛАЖЕЙ:
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЕСЬ 20-Й ВЕК потратило на ужасающие по своим трагедиям и жертвам Экономико-Социальные Эксперименты ...из за того что Маркс не удосужился получить качественное Общее Образование.
Его ошибка превращает Концепцию Смены Формаций ...в Утопию, но в отличие от одноименной работы Томаса Мора - с неверпятно кровавыми последствиями.
Непростительно!
А "непростительно" тем революционерам, которые использовали его теорию во вред людям, не вернулись на правильный путь развития личностей и общества, когда жизнь показала провальность его теории.
Я согласен насчет еврейского образования ...и перехлестывающей берега Ассимиляции Немецких Евреев - как нигрустно, ЭТО ТОЖЕ ОТРУЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - он говорит еврейскому народу, что У НАС СВОЙ ПУТЬ - Не немецкий, Не российский, Не американский!
===
В социологии (а Маркс был именно социологом), общество не состоит из личностей. Это вообще неправильная постановка вопроса, тут слово "состоит" не годится. Общество наделяет человека личностью, формирует его сознание, и если человека лишить социальных связей, то его личность со временем исчезнет.
Обратного влияния в социологии нет, люди не могут создать общество. Почему так сделано? Потому что иначе получается слишком сложная для науки система обратных связей, когда общество влияет на человека, а человек на общество. Вспомните как поверхностно нам в школе давали тему "Роль личности в истории". Потому что она совершенно не исследована. Энгельс в свое время пытался создать подобную модель, он сказал "Общество существует до тех пор, пока Маша любит Колю", но Маркс не поддержал его идею и остался в рамках формальной модели.
Не менее важно или общество использует их таланты себе на благо (в СССР умных уничтожали наряду с богатыми). Интересно, что при становлении Одессы, таланты и богатство личностей использовались на полную. Каждый из них брал на себя ответственность за функционирование одной из задач развития и благополучия жителей города. Приюты, больницы, образование, еврейское воспитание и пр. и пр.
Опыт этот забыт хотя в то время Одессу считали в Европе самым быстро развивающимся и перспективным городом Европы.
Т.о. создавалось взаимодействие ума, богатств личностей и нужд города. Завидное и успешное устройство управления обществом...
Так вот, плясать от личности мыслителю очень трудно, поскольку ее поведение непредсказуемо, а значит ничего нельзя спланировать. Поэтому теории строят касаемо социальных групп - классов, кланов, наций итд, их поведение предсказать можно.
А идти в политике "вживую", руководствоваться "благими намерениями", а там "куда вывезет" - это плохая затея, так никто не делает.
Понятно что никто не любит Путина, но он хоть осмелился открыто сказать, что идея Либеральной демократии провалились. Как он нормально охарактеризовать бредовые речи Греты в ООН. Чего не осмелились сделать ни Меркель ни Макрон.
Похоже про такой политкорректной системе, все "Профессора" боятся высказывать свои мысли. А только подпевать нынешним политикам, как это было в союзе. С тем же климатом только наемники
-
Актуальная идеолология Политкорректного Интернационала (Мафии Глобалистов по Светлане Ория) сегодня - Неолиберализм, который почти повсем своим взглядам (главное - роль Государства) слился с Неофашизмом.
Вот что нас всех ждет, вот что они хотят построить - Глобальный Госкапитализм, Глобальный СССР.
Если не считать королей (тех из них, кто был платежеспособен) и горстки семей наподобие Фуггеров, первые капиталисты, как правило, были не опорой общества, а отвергнутыми им изгоями. Время от времени попадались предприимчивые люди, вроде святого Годрика из Финчейла, который сначала промышлял поиском ценностей в обломках потерпевших крушение судов, заработал таким образом достаточно, чтобы стать купцом, и, сколотив приличное состояние, завершил свой жизненный путь праведным отшельником. Подобные персонажи были редки. До тех пор пока преобладала идея о земной жизни лишь как мучительной прелюдии к жизни вечной, предпринимательский дух не только не поощрялся, но и не находил достаточной поддержки.
Либеральная Демократия ...перед тем, как начать отдавать концы ..подпортила им всем своим духом свободы и предприимчивости Личности.
Я не верю, что это умрет и исчезнет, классический Либерализм с его Правами и Свободами, Законом и Гуманизмом, пока еще многие миллионы людей на Западе готовы за него стоять ..сегодня, когда накатывает Огромная Волна Глобализма.
Жаренным УЖЕ СИЛЬНО ЗАПАХЛО - пора подумать о Защите Либерализма, или мы скоро опять окажемся в заднице ...глобальной ..совковой ..политкорректной