Почему люди не слышат и не хотят слушать Грету

Ситуация с климатом — тест на эффективность общественного и государственного управления в глобальном масштабе. Что мы имеем? Очень медленное и постепенное ухудшение балансов природы. Очень разнонаправленные локальные тренды и рост хаотических непредсказуемых климатических катаклизмов. Требования ограничения текущего роста ради угрозы, которую никто не может пощупать или ощутить (точнее не хочет ощущать, полагая все процессы за мелкие и незначительные девиации).

 

Полная картина могла бы сложиться наукой, но наука, сколько ни бросает авторитета и сил на доказательства, не переубеждает тех, кому толком даже лень вчитываться в аккуратные и осторожные заключения ученых. Дискуссия ведется в корректном академическом ключе, что для всех, кого не устраивают выводы, дает лазейку в форме «да они сами там ни в чем не разобрались, вот мой знакомый говорил о знакомом, который считает иначе».

Глобальная угроза транслируется в национальные повестки и тут же разбивается о значительно более близкие и понятные людям и политикам вещи — благосостояние, привычный образ жизни, индустриальный рост. Классический маршмеллоу-тест — надо отказаться от текущих выгод ради угроз, находящихся далеко за рамками выборных циклов текущих властей.

Текущие актуальные политические конструкции не способны отработать такой вызов. Демократические правительства, следуя логике защиты планеты, попадают в ловушку снижения темпов роста и становятся легкой мишенью популистов (см Трамп). Авторитарные и госкапиталистические правительства вообще не способны думать на годы вперед, так как в них отсутствуют институты общественной ответственности и долгосрочных проектов развития. Либо же (как Китай) проекты развития есть, но они построены в догоняющей логике и им невыгодно торможение развития (точнее, дешевле действовать привычными методами, а не создавать новые индустрии).

Впрочем, Китай на сегодня едва ли не самая активно переходящая на новый технологический пакет страна, что однако не компенсирует факта, что они остаются ведущими источниками выбросов.

Глобального управления нет, его институты дискредитированы и превращены в инструменты манипуляций со стороны США. Глобальное общественное мнение в данном вопросе довольно единодушно, но это попадает в контекст протестов против глобализации в целом, и таким образом, климатическая повестка контрится антиглобалистами.

В итоге мы вползаем в планетарную катастрофу под шум политической трескотни и обывательские пересуды. Я думаю, ситуация будет простой — по мере нарастания климатических катастроф начнутся региональные кризисы — засухи, голод, потоки мигрантов, войны и конфликты за ресурсы. Постепенно масштаб таких кризисов вырастет до глобального, когда сначала миллионы, потом десятки и сотни миллионов мигрантов и беженцев полностью деформируют жизнь более благополучных государств. Общество привычно ответит на это всплеском национализма и ксенофобии, миграционный кризис последних лет в Европе покажется мелким баловством. Польется кровь. Будут дискредитированы и подорваны политические режимы и правительства большинства стран.

В это же время страны-лидеры выработают повестку борьбы за стабилизацию климатической ситуации за счет третьего мира. Станут привычными гуманитарные инвервенции и агрессии в отношении стран, которые не вписываются в такую повестку. Это резко усилит межблоковое противостояние и доведет градус напряжения до потенциального прямого конфликта со странами, способными вести крупную региональную или глобальную войну.

И только когда эта война состоится, на руинах прошедших ее государств начнется создание дееспособных и договороспособных институтов глобального соуправления.

Так что не надо питать иллюзий. Если пока кричит только больная девочка, то через 10 лет заорут буквально все. Только время будет упущено.