Памятник брани: монумент к дате окончания гражданской войны вызвал конфликт

В Севастополе под патронажем министра культуры Владимира Мединского снова хотят примирить «белых» и «красных», установив памятник в честь окончания гражданской войны.
Сейчас названия памятника нет, но три года назад, господин Мединский совместно с экс-губернатором Дмитрием Овсянниковым анонсировали установку «памятника примирения».
Тогда против этой идеи в городе выступили как просоветски настроенные горожане, так и духовные потомки белогвардейцев.
В 2017 году местные власти в пытках снизить резонанс переименовали будущий монумент в «памятник единения». Сейчас, как первые, так и вторые, снова не в восторге от креатива министра. Поэтому, чтобы не будоражить общественность, официальное название будущего монумента скрывают.
В 2017 году накануне первой губернаторской кампании в российском Севастополе после анонса установки памятника Примирения по городу прокатилась волна протестов и митингов.
Ветеранское сообщество, представители местного КПРФ, активисты общественной организации «Суть времени» вели жаркие дискуссии, как на круглых столах и заседаниях, так и на митингах уда они шли с многочисленными плакатами. Идейные последователи белогвардейцев с плакатами не стояли, но также выступили против идеи памятника.
В итоге местные власти пообещали изменить концепцию и установить памятник «Единения России» с другой идеологической составляющей.
Правда, в Российском военно-историческом обществе (РВИО) уже тогда настаивали на том, что все равно концепция останется прежней. И как показало время в РВИО оказались правы.
Памятник в назидание либералам
На минувшей неделе в Севастополе, на берегу Карантинной бухты с видом на античное городище Херсонес состоялась церемония открытия закладного камня.
Именно здесь через год планируют установить монумент, символизирующий окончание гражданской войны в России. Он создается Российским военно-историческим обществом (РВИО) по инициативе международного совета российских соотечественников.
В самом мероприятии уже ощущался некий дореволюционный флер. На фоне купола храма Херсонеса навытяжку стояли курсанты местного военного училища и воспитанники кадетского корпуса, одетые в форму матросов. Неподалеку в качестве почетных гостей под моросящим севастопольским дождем собрались представители местной власти: врио губернатора Михаил Развожаев, глава местного парламента Владимир Немцев, а также два сенатора от Севастополя Екатерина Алтабаева и Валерий Куликов. Из-за их спин, немного стесняясь, периодически выглядывал «народый мэр» Алексей Чалый, которого служба протокола почему-то поставила во втором ряду.
«Гвоздями программы» стали, конечно, представители федерального центра — министр культуры Владимир Мединский, режиссер Никита Михалков и председатель комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев. Когда высокие гости обменялись приветствиями и пожали друг-другу руки, на импровизированную сцену (на самом деле на траве просто поставили трибуну с двуглавым орлом) вышел ведущий.

Памятника пока нет, но камень уже заложен
© Надежда Исаева/Ridus.ru
Примирение белых и красных — это не столько сглаживание взаимных исторических претензий сближение трактовок прошлого. Это восстановление связи времен, осознание единого потока тысячелетний истории отечества, понимания, что мы единый народ и Россия у нас одна, <cite>— пафосно сообщил «конферансье» и пригласил воспитанников военного училища открыть закладной камень под звуки «Боже царя храни», сменившегося гимном РФ.</cite>
Затем высказался ведущий канала «Бесогон» и председатель российского фонда культуры Никита Михалков. Сама тема трудна для осмысления, а «гражданская война была более кровопролитной, чем Великая отечественная», не по количеству жертв, а по их качеству и смыслу подчеркнул мэтр. Во времена Великой Отечественной, по его словам, все объединялись для общей цели, а в период гражданской — каждая сторона отстаивала свою правду. Под конец он выразил надежду, что через год состоится открытие памятника, который «должен служить предупреждением».
Выступавший следом министр культуры дополнил мысль Михалкова, в красках описав и ужасы самой гражданской, и ее последствий. Мотивы «нетерпения, нигилизма, презрения к власти, правопорядку и закону» можно увидеть после распада Советского союза, в том числе и «у наших соседей» заметил он, видимо имея в виду Украину, Грузию, Армению.

Владимир Мединский
© Надежда Исаева/Ridus.ru
«„Не надо ждать“, „закон плох“, „надо решить все сейчас“, „все может решить площадь“, „все может решить улица“, „надо просто взять власть, а там видно будет“, — повторял тезисы протестующих господин Мединский. — Мы, собственно, видим это во многих случаях. И, поэтому, этот памятник очень актуален, он не только о том, что было сто лет назад. Этот памятник и о том, что может быть сегодня и завтра».
Гражданская война в умах
Между тем председатель комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев уверенно сказал, что в верхней палате «отчетливо чувствуют общественный запрос на такие символы». При этом он не стал маскировать идею монумента и назвал вещи своими именами.
Наши соотечественники из-за рубежа, которые всегда принимают активнейшее участие в таких мероприятиях, официально обратились к Ливадийскому форуму с предложением взять на наши знамена «памятника примирения». Так записано в наших рекомендациях — памятник Примирения, сейчас он называется памятником окончания гражданской войны, но, конечно, дело не в названиях, а в сути происходящего. Любая война должна заканчиваться примирением,<cite>— уточнил господин Косачев.</cite>
По его словам, гражданская война до сих пор «продолжается в наших умах». В том числе и потому, что на Красной площади «до сих пор лежит лидер революции, которая с севастопольского берега отправляла в неизвестность тех, кто эту революцию не принял». Поэтому потомки Врангеля отказываются рассматривать вопрос переноса его останков на российскую землю.
В разговоре с журналистами Владимир Мединский сообщил, что пока неизвестно — кто будущий автор памятника. Творческий совет российского военно-исторического общества рассмотрит все концепции и выберет лучшие из них. Возможно, в выборе облика будущего монумента смогут поучаствовать и горожане. По словам министра, в таких случаях проводятся общественное голосование (общественные обсуждения) в интернете на выбор лучшего проекта. Предварительно памятник установят в ноябре 2020 года, к годовщине столетия «русского исхода».
«Это дата [определена] по советским ученикам истории и считается датой окончания гражданской войны, — отметил Мединский. — Сейчас у историков об этом разные мнения, наверное, у гражданской войны не может быть формального окончания. Но, по крайней мере, это та дата, к которой мы хотели бы этот памятник открыть».

Таким монумент хотели сделать прежде, каким он станет в итоге, неизвестно
«Белые» и «красные» против
Руководитель Международного общественно-политического движения «РУСОВ» Андрей Родионов считает, что памятник Примирения «красных» и «белых» нужен, как и «вообще единение всего русского народа». Однако, по его словам, всё это возможно только «после изначального покаяния со стороны сторонников и последователей красной идеи», а также после обязательной оценки тем событиям, данной на высшем уровне.
«Когда чёрное будет названо — чёрным, а белое — белым, без всяких политкорректных замалчиваний, как это до сих пор, к сожалению, часто происходит. Только тогда возможно будет начать путь к примирению сторон, а иначе это будет очередной попыткой примирить не раскаивавшегося преступника с его жертвой, что в своей сути неправильно и невозможно», — считает собеседник «Ридуса».
Председатель Морского собрания Севастополя Владимир Стефановский уверен, что точная дата окончания гражданской войны, в честь которой хотят установить памятник, до сих пор не определена.
Многие историки до сих пор спорят на эту тему. Кто-то считает, гражданская война закончилась когда ушел Врангель, кто-то когда русские люди разных политических взглядов объединились против фашистов во времена второй мировой войны. И в конце-концов с националистами западной Украины советская власть «окончательно разобралась» только в 1957 году,<cite>— пояснил Владимир Стефановский.</cite>
Кроме того, по его мнению, нет ни одной предпосылки для примирения.
«С кем примиряться? — задается вопросом собеседник „Ридуса“. — Никто не называл себя виновным. Коммунисты? Так это безликая каша. А конкретно кто? Куда списать 20 миллионов, которые мы потеряли? Мы же об этом умалчиваем, а надо привести эти цифры, осудить, осознать».

Никита Михалков
© Надежда Исаева/Ridus.ru
Против установки памятника выступил и вице-спикер севастопольского парламента, глава регионального отделения КПРФ Василий Пархоменко.
«По-моему, это очередная дурость Мединского, — заметил товарищ Пархоменко. — Беда в том, что московские чиновники не спрашивая, ни севастопольцев, ни ветеранов, лепят нам эти памятники, а потом мы не знаем, что с ними делать».
Коммунист напомнил, что в 2017 году он уже обсуждал вопрос установки монумента во многих ветеранских советах, и еще тогда установка памятника «вызвала всеобщий протест».
По его словам, три года назад в ответ было предложено установить «памятник единения» — поставить три фигуры солдат разных исторических периодов: Первой обороны Севастополя, Второй обороны Севастополя и современного, вежливого человека.
«Нечто подобное президент Владимир Путин недавно открывал в Дагестане, — заметил глава севастопольского КПРФ. — Вот это действительно будет принято всеми севастопольцами и будет служить примирению».
«А так, кого с кем они собираются примирять? — задеется вопросом парламентарий. — Моего прадеда, который воевал под красными флагами с каким-то белогвардейцем? Так они на том свете, и им это примирение уже не требуется. Нам нынешним? Полная дурость, видимо не знают, куда деньги бюджетные потратить».
Напомним, в 2017 году строительство этого памятника оценивали в сумму в 129 млн рублей. Сейчас стоимость объекта чиновники пока не называют.
Комментарии