Осколки истории. Дороже денег
На модерации
Отложенный
Целую вечность не был в макспарке. Причина – произошел какой-то сбой в моем компьютере, и макспарк стал для меня не доступен. Недавно вернул меня снова в макспарк мой младший брат, который, в отличие от меня, с компьютерами на «ты». Но нет худа без добра. За время вынужденного безделья задумал цикл статей на историческую тему под общим названием «Осколки истории». Почему осколки? Да просто потому, что я по образованию литературный работник, а не историк. Но случившееся с нами в конце 1991 года и последующие события никого, по-моему, не могут оставить равнодушным. Отсюда именно «осколки», а не глубинные исследования тех или иных фактов и явлений. Сама же тема очередной публикации будет обозначаться в подзаголовке. Начать свой задуманный цикл я намерен с темы, которая касается всех, - темы самого важного, что стало сутью нашего пребывания в рынке, - с денег. Выяснилось, однако, что, по мнению самих реформаторов, ввергших нас в рынок, есть вещи куда как более важные, чем деньги. Так и назовем первую из задуманных публикаций –
ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Начало существования новой России ознаменовалось обращением к частной собственности. С этой целью была осуществлена «шоковая терапия», поскольку большинство населения, выросшее и сформировавшееся в Советском Союзе, понятия не имели, что значит «частная собственность», если под ней понимать не зубную щетку и не расческу, а заводы, фабрики, землю, леса. недра, целые производства, торговлю и проч. Для облегчения входа в мир этой самой собственности были задуманы и проданы людям т.н. приватизационные чеки, на каждый из которых якобы можно было купить два автомобиля «Волга», но которые, как это вскоре выяснилось, не давали никакой собственности, и потому был задумана т.н. шоковой терапия, для осуществления которой в Россию были приглашены американские экономисты во главе с доктором наук Д. Саксом. И приватизация под видом шоковой терапии завертелась! Понадобился не год и не два, прежде чем американские экономисты осознали, что приватизация в нашей стране пошла совсем не так, как проходила она в других странах распавшегося социалистического лагеря и должна была пойти. В 2000 году Д. Сакс выступил с поведением итогов проведенной приватизации. Свой анализ он адресовал главным образом Владимиру Путину, названному в конце 1999 года Ельциным своим преемником и избранного в марте 2000 года президентом России. Дальнейшие события развивались следующим образом:
Д. Сакс: “Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства – служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей”.
Обратите внимание: Сакс полагал, что проведенная методами шоковой терапии приватизация приведет к появлению класса собственников, о которых в то время говорил и Ельцин: «Нам не нужны собственники –миллионеры, нам нужны миллионы собственников». Осознавший провал замысла Сакс и предложил отказаться от итогов проведенной приватизации и провести ее заново.
Саксу ответил тогдашний главный идеолог слома СССР и возврата к капитализму Анатолий Чубайс.
Чубайс: «Не Западу судить! Мало что понимает в этом Запад. Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи с разной ценой. Мало кто на Западе понимает, что такое коммунизм на самом деле и какую цену заплатила наша страна за это. Что такое приватизация для нормального западного профессора, для какого-нибудь Джеффри Сакса? Который пять раз уже менял позицию по этому поводу, и докатился до того, что надо отменить приватизацию и начать всё заново… А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос. А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России — это необратимость»…
Так задача уничтожения коммунизма оказалась важнее денег даже для такого упертого монетариста, как Чубайс, который не признает ничего иного, даже бартера.
Закончить же эту публикацию мне хочется непонятным мне самому феноменом.
Трудно назвать более одиозной фигуры последнего почти 30-летней истории России, чем Чубайс. Но вот самое загадочное, в чем легко может убедиться каждый, просто переговорив со своими знакомыми и близкими. Даже среди самых ненавистников Чубайса у него насчитываются миллионы сторонников и единомышленников, которые точно так же, как и он, ненавидит коммунизм и практически всю историю советского периода. Именно миллионы сторонников и единомышленников! Потому-то, полагаю, его так оберегает Путин, не позволяя возбудить против него уголовного дела. Случись такое, и миллионы тех, кто насылает на Чубайса любые кары, вплоть до ссылки за Магадан и расстрела, тут же бросятся на его защиту: как, вам не угодил Чубайс своим неприятием коммунизма и советского периода? Да мы сами готовы отказаться от денег, только бы не возвращались Советский Союз с коммунизмом! А такие недовольные ненавистники-защитники Чубайса могут оказаться противниками существующей власти похлеще и опасней любого Навального.
Неудивительно, что избранный в 2000 году президентом России Владимир Путин на критику проведенной под видом шоковой терапии приватизации, позже скажет, как отрежет: пересмотра итогов приватизации не будет.
Комментарии