Маша и Медведь. Сказочный архетип «Красавица и Чудовище» в преломлении «Зверь и его Жертва»

На модерации Отложенный

Какого мужа себе нужно искать на самом деле? Какого избегать?..  Изучаем 3 сценария судьбы так называемой нашей «Маши», заложенные в самой "обучающей" сказке-мифе "Маша и Медведь".

Эта статья возникла в ходе моей работы с реальным запросом одной моей замужней клиентки.

Она жаловалась на то, что все её (тоже замужние) подруги вдруг стали заметно её презирать и отдаляться, агрессивно реагировать на её обыкновенные «бабьи» жалобы и как будто не сговариваясь вычеркнули молодую женщину из списка «приличных знакомых». 

Сложилось впечатление, что подруги долго и терпеливо ждали, когда же она, наконец, повзрослеет и «поймёт, в чем правда жизни».

Но судя по всему, с их точки зрения, моя клиентка так ничего и не «поняла», (что подтвердил «неправильный выбор» ею своего мужа) и более того – не поняла не по «глупости», а интеллектуально и экзистенциально упорствуя в своём осознанном неприятии их «жизненной правды».

Этого высокомерного отказа от их «народных средств» подруги, конечно, простить не смогли...

Так в чём же «правда жизни», которую молодые женщины подспудно навязывали клиентке, пытаясь выдать её замуж «как надо»? Что это за отравленный ментальный супчик, в котором мы все варимся, сами того не понимая? И какую Правду можно противопоставить (всерьёз) этой так называемой «правде»?...

Какого мужа себе нужно искать на самом деле? Какого избегать?..

Мудрые и обучающие – русские народные сказки. «Маша и Медведь»

Краткий мифологический конспект сказочного сюжета «о девушке и медведе»

В маленькой деревушке, едва-едва отвоевавшей себе у глухого тёмного леса – кусочек земли , в небогатой избе, на краю села – живёт девочка Маша и её старики, которые немногое могут. Немало бед у крестьян, многого им приходится бояться. Но, пожалуй, среди всех этих бед и страхов выделяется один стародавний: Господин Медведь.

Когда-то он и был – единоличным Хозяином Леса, и кроме леса в тех краях, вообще ничего не водилось. Потом пришли люди, расчистили землю, посеяли свой хлеб. Построили избы с петухами на крыше, выстроили себе церковь. А Медведь смотрит на их хлопоты из своей чащи и смеётся в усы. «Вы думаете, вы меня победили? А вот я вашу Машу спелую украду, кто вас защитит? Возьму себе жену в берлогу, народит медвежат злых, вернётся моё медвежье царство... А не полюбит меня Маша, станет перечить, я её самоё загрызу, да другую возьму, девок у вас дебёлых, что коров в стаде, – и всем жрать охота, все меня, Медведя, боятся».

***

В социуме существует испокон веков – 3 образа, 3 паттерна, 3 сценария судьбы – так называемой нашей «Маши». И только 1 из них – правильный. Где его можно откопать, где с ним познакомиться? Да он ведь и заложен – в этой самой «обучающей» сказке-мифе!

Итак, Правильный паттерн поведения Маши, живущей среди медведей

...высоко сижу, далеко гляжу

Эх! Если бы каждая «Машка» могла сказать о себе такое с гордостью. А то ведь сидят где-то ниже плинтуса и видят не дальше своего узкого кругозора.

Совет же русской сказки – прост и конкретен, как инструктаж милиционера, пришедшего в общеобразовательную школу для проведения «беседы со старшеклассницами»...

Вот он: бежать от Медведя – в социум, к добрым Людям.

Сказка, которую мы все знаем, учит следующему:

  • Человек НЕ ДОЛЖЕН соглашаться жить в «лесу» (в «джюнглях»), со «зверями». Его место – в деревне, где пахнет молоком и хлебом, в обществе; в локусе – где действуют хотя с переменным успехом – человеческие – (а, значит, – Божеские), а не «звериные» – обычаи, правила, понятия, законы, мораль.

Русская сказка даёт чудесную подсказку:

  • Медведь – глуп. Его можно обвести вокруг пальца детской хитростью («высоко сижу...»). Медведь подслеповат, глуховат, и туповат – как и любое Зло. Потому что Разум и острота чувств притупляются от злодейств, отнимаются за недостойный выбор...

Сказка будто учит: «Маша, мысли позитивно! Медведь – злой, значит – тупой». Ты справишься.

Два оставшихся «плохих» паттерна. Две «неправильных» Маши

Плохая Маша-1 или «Собака снизу»

Это абсолютно классический случай того самого архетипа «Зверь и его Жертва».

Такие Маши, как правило, внешне и по характеру представляют собой полный контраст Медведю. Они – хрупкие и слабые, жалостливые и нежные, боязливые и набожные – и уж вовсе не «злые» по своей природе! Не сумев убежать вовремя от Медведя, они деградируют и кончают свою жизнь очень и очень плохо.

Можно возразить, что Маша тут – скорее жалкая, а не «плохая». Ах нет, она всё же – плохая. Ведь она – плаксивая пособница всех злодеяний своего медведя-кормильца.

Мы встречаем этих «Маш» не только среди забитых жён, но и среди матерей маньяков, и даже среди дочерей упырей.

Жизнь в берлоге с медведем-кормильцем приводит Маш к известному расстройству психики – «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не хочу знать», они уходят в «отказ», в психологические защиты, регрессируя до состояния слепоглухонемой кататонии.

Прямо при них можно уже расчленять тела (даже не спускаясь в подвал для приличия), обсуждать грабежи, и они честно скажут на суде, что «никогда ничего не замечали», а их муж, сын, отец – прекрасный человек и общественный деятель.

Архетип «этой Маши» более известен в сказках как «Жена злого Людоеда». Типичный образец – помнится нам по сказке «Джек и бобовый стебель». Всё, что эта добрая женщина, давняя заложница Чудовища, может сказать Джеку, это: «Беги мальчик! Ты зачем сюда явился? Сейчас вернётся мой муж-людоед, и он тебя съест».

Архетип же в реальной истории – знаком нам на примере личности жены Сталина – Светланы Аллилуевой.

Плохая Маша-2 или «Собака сверху»

Есть и такие Маши, которые – сознательно – убегают в лес к Медведю, потому что только там, как они полагают, могут самореализоваться «по полной».

(Не этот ли образ наглой аморальной Маши постулирует нам модный мультик?)

Внешне такие Маши – яркий контраст предыдущим. Они сознательно ищут мужчину, у которого руки по локоть в крови. Их тянет к палачам, которые наводят ужас на всю округу. С другими им скучно. В истории – это «подружки» чекистов-расстрельщиков, Лиля Брик. Таким Машам не нужны психологические защиты – их как раз «всё устраивает». И часто они сами «устраивают всё», так как фантазии, интеллекта и амбиций у них в избытке.

Но так ли уж «сильны» эти Маши, какими они кажутся на первый взгляд?.. Не стоит ли за этой «брутальностью» кое-что ещё?..

Почему «хотеть зверя» – это симптом душевного расстройства и за что девушки выбирают «Медведей»?

Ядерное оружие вместо мужа или почему «мораль готтентота» это заболевание психики

Что есть добро и что есть зло? Когда я краду быков у соседей – это Добро. Когда соседи крадут быков у меня – это Зло.

Мораль готтентота

Ответ прост. Многим «Машам» муж-медведь даёт ощущение безопасности. У них будет много быков, и это будет Добро.

Сильно напуганные (когда-то несправедливо обиженные) девочки получили в своё время открытую травму души – ранку.

В эту «ранку», к сожалению, почти сразу же попала «инфекция» в виде грязной, простой, сорной философии:

  • «В чём суть этого мира?.. Слушай, детка. В этом мире есть только две категории людей. Есть те, «которых имеют». И есть те, «которые всех имеют». Выбирай, пока молода, с кем тебе быть.

Маленькие девочки начинают думать и делают неизбежный вывод: я уже вижу, как это больно и страшно быть тем (быть с тем), которого «все имеют».

Поэтому я вырасту и буду Той, Которая Всех Имеет. Я буду искать мужчин, отвечающих только этому критерию. Остальные критерии имеют для меня тридцатую важность...

Почему факты и предупреждения знакомых: «Да твой парень – моральный урод» не работают?

Да ведь это элементарно! Чем больше ей приводят омерзительных фактов, тем больше женщина-невротик «убеждается» в том, что «это как раз тот, кто ей нужен»!

Жесток? Подл? Наш вариант! Мне с ним будет отлично! Мы всех победим! (Мышление невротика во всей красе).

Что же делает русская сказка «Маша и медведь»? Она говорит мягко и по-доброму:

  • Даже если вам очень страшно жить, но... девочки! Ложиться в постель с боевой гранатой – опасно. Всё-таки разумнее ложиться в кровать с Человеком...

Медведь-убийца в сказках и в жизни

В сказках медведь-убийца съедает по очереди всех сестёр Маши, за то, что они ослушались его запрета и вошли в тайную комнату – подглядывать за его делами.

В жизни мужчина с довольно звериным лицом убивает своего пасынка. (Про таких обычно говорят по началу: «Настоящий мужик! Если чё – защитит свою бабу»!)

Причина женского невроза («выбор мужа-зверя»)

Причина этого невроза – как мы уже начали говорить – детская (подростковая) травма души, на которую просто не обратили своевременного внимания. Никто. Решили что «сама должна справиться». Справилась. Как могла.

Родители! Представьте себе, что ваш ребёнок свёз коленку и прикладывает к открытой ране грязную бумажку, найденную на асфальте...

Где вы были с чистой водопроводной водой, бинтами, перекисью, зелёнкой?...

От столкновения с несправедливостью и жестокостью бывают душевные раны...

Как вы допустили, чтобы она приложила к своей ране бросовую, сорную мысль из мусорной кучи человеческих идей?

Давайте обратимся, например, к Евангелию. Можно ли оттуда вывести идею о том, что мир строго делится только на тех, кто «имеет всех» и тех, кого «все имеют»? И что выбор человека, который хочет выжить – это прикрепиться к первым?

Конечно же, нет. А почему у вас в аптечке нет этого лекарства? Оно может называться по-разному. Но химическая формула у него будет одна.

Иногда это лекарство называется не «Евангелие», а «Добрые детские книги», а иногда даже «добрые старые мультфильмы». Только их надо читать и смотреть всем вместе. Ну что же вы, мама и папа?

Редкий, Четвёртый тип «Маши» или

Медведь и … Гадюка

Итак, мы уже выяснили, что существуют Маши 3-х типов:

  • Маша-Человек,
  • Маша-зомби,
  • и Маша-медведица.

Но есть и четвёртый тип Маши...

В основе лежит всё тот же невроз, незалеченная вовремя правильными средствами травма из детства.

Болезнь души ВСЕГДА приводит к тому, что человек деградирует до уровня животного. То он превращается в свинью, то в заезженную клячу, то в стайную собаку, то в крысу, то в медведя с маленькими злыми глазками, заплывшими жиром, и зловонной пастью.

Но всё это ещё пока что уровень млекопитающих теплокровных. Бывает, что человек проваливается на ещё более нижний этаж, в царство холоднокровных...

***
Это как раз тот случай, когда девочке с детства было ТАК ХОЛОДНО (душой, конечно же, да и телом тоже), что её кровь остыла и она регенерировала в гадюку...

Зачем гадюка заползает к человеку под рубашку? Чтобы погреться. И ей в принципе всё равно – на чьей груди искать себе уюта.

Она видит только инфракрасные волны тепла. И равнодушно переползает туда, где этого тепла окажется больше.

***
Самка медведя, живущая в норе, усыпанной человеческими костями, может быть, и безобразна (с точки зрения Человека), но она верна своему Медведю и с его точки зрения она – идеал. А вот гадюка сводит медведя с ума... Он впадает в ярость и … уничтожает гадюку.

К сожалению, сегодня детям бывает настолько холодно, что регенерация в гадюку явление повсеместное...

Медведи 2-х видов. Преступность открытая и скрытая. К чему приводят не залеченные раны детской душ

Итак, мы выяснили, что Маши бывают четырёх типов. А вот Медведи – двух.

  • Одобряемые социумом «Медведи»
  • и порицаемые социумом...

Самые страшные, конечно же, первые...

Без паспорта, без крыши над головой, без зубов

Неработающий, ранее судимый психопат, убивающий пасынка – это, поверьте, не самый ужасный «Медведь». Он создаёт проблему только той женщине, которая решила выйти за него замуж.

Без совести, без морали, без сердца

«Маленький» менеджер, систематически «кидающий» своих наёмных работников, это, к сожалению, «Медведь», вполне одобряемый социумом – мечта сонма невест... Он создаёт проблему всей стране.

Ещё в 19 веке в России бытовала поговорка:

  • «От трудов праведных не наживёшь палат каменных».

Вы, конечно, понимаете, что эта поговорка учит – одобрять Медведей-кидал... Не все поговорки хороши.

Это ещё одна сорная философия, которую можно «нарыть» только на мусорной куче человеческих «мыслей о жизни».

  • Рядом валяются её «сёстры»:
  • Жена – не стена,
  • Чем просить и унижаться, лучше стырить и молчать,
  • Не обманешь, не продашь,
  • Не пойман, не вор,
  • Победителей не судят,
  • Умри ты сегодня, а я завтра.

Почему эти мысли «мусорные»? Потому что Эти мысли человечество не пошлёт в космос в платиновой капсуле как месседж от Землян инопланетянам – «кто мы такие»... Само понимает – какой это трэш...

Если общество в целом – больно, это не значит, что отдельных его представителей уже нецелесообразно лечить...

Итак, вот какую мы видим картину. Систематически, маленькие девочки ищут и выбирают «Медведей»-мужей, потому что их когда-то правильно не утешили в детстве, когда они впервые столкнулись с жестокостью и несправедливостью мира.

Они вырастают и соревнуются друг с дружкой – чей медведь кровожаднее и отмороженнее, чей приносит в берлогу больше человечьего мяса.

Они презирают тех, кто выбирает не медведей, а потом смеет жаловаться на тяжёлую женскую жизнь.

Девочки соревнуясь друг с другом, «чей муж бессовестнее», наращивают этот свой потенциал «ядерного оружия», как перепуганные насмерть державы в 80-х наращивали количество ракет...

Периодически мир взлетает к чёртовой матери, потому что поощрение аморальных инстинктов, агрессия, не сдерживаемая культурой – детонирует от одного своего безумного количества.

Тогда начинается – резня, геноцид. Генофонд сгорает как сухая трава в степи – за один вспых.

***
Ах! Если бы все «Маши» внимательно читали русскую народную сказку про девочку и медведя. Её мораль проста:

  • Человек не должен жить в лесу, со зверями. Его место – в человеческом мире, с людьми. Выход из леса можно найти всегда.

Как не бояться жить без медведя?

«Мир людей», к которому должна стремиться (и который обязана создавать вокруг себя) Маша – это пространство, в котором действует «теория общественного договора». Это то, что мы обычно противопоставляем «закону джунглей».

Возможна ли в этом мире сила, кроме медвежьей?

Вот что пишет об этой силе Роберт Фаррис Томпсон в книге «Вспышка Духа»:

«В той степени, в какой мы проявляем великодушие и сдержанность, проявляем милосердие (даже под давлением!), наше поведение и внешность постепенно переходят в высшую энергию. И когда мы становимся более благородными, полностью реализуя искру Божественного блага, которой наделил нас Бог, – сияющую птичку мышления и вдохновения, – мы находим в себе большие силы, чтобы справляться с любыми ситуациями».

Без медведей в твоей кровати, baby...

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru