структура власти , часть 1

"...Сила - беда для политиков России.

Во главе парламента России сидит нерусский.

Выгоните оттуда всех нерусских.

И из органов власти.

Пока это отребье будет у власти, ничего хорошего не ждите..."

Джохар Дудаев, президент самопровозглашённой

"Чеченской республики Ичкерия",

из интервью газете "Московский комсомолец", 1992 год

Начальный этап проектирования структуры аппарата государственной власти.

На этом этапе проектирования структуры аппарата государственной власти возможны два варианта:

«Управленческий аппарат может быть организован по одной из двух моделей. Он может быть децентрализованным, когда большая часть полномочий делегируется индивидуумам, ответственным за относительно небольшие части целого. Подобная организация, жертвуя преимуществом всеобщей скоординированности, выигрывает в мобильности в случае кризиса, например, при потере ключевых кадров. Другой вариант — полная централизация. В этом случае огромная и многоуровневая система управления будет наиболее эффективна в том случае, если составляющие ее члены обладают большим спектром профессиональных навыков и связаны друг с другом по тщательно регламентированным правилам, разработанным с таким расчетом, чтобы вся организация могла достичь целей, для которых она, и была создана»(В. Г. Бурдов, «О Коррупции» 117, с.20-21). Однако существующий опыт управления крупными корпорации говорит о том, что наиболее эффективные модели управления строятся на балансе этих двух вариантов.

В случае появления негативных тенденций, выделяются кризисные направления, в них вводится строгая управленческая вертикаль, т.е., если управляемая система находится в кризисном состоянии, то для перехода в устойчивое положение необходимо максимальное сосредоточение власти в верхней части управленческой структуры. Так технологически обеспечивается наиболее оперативное управление имеющимися ресурсами в кризисной ситуации. В верхней части этой структуры от чиновников требуется максимальный профессионализм и знания, потому что цена ошибки в масштабах страны может быть очень велика.

Коррупция, в данной модели, обладает наибольшей живучестью, так как велик авторитет власти и, весьма часто, задействуется административный ресурс для получения взяток на фоне полной безнаказанности государственных чиновников.

В случае если система переходит в устойчивое или относительно стабильное состояние, то большая часть властных полномочий концентрируется в нижней части управленческой структуры, придавая большую самостоятельность низшим структурам государства. В этом случае управленческие ресурсы оперативно используются низшими структурами, при этом чиновники этих структур должны иметь высокую профессиональную подготовку. Высший управленческий аппарат занимается вопросами координации и контроля за выходными параметрами достижения функциональной цели. Борьба с коррупцией существенно облегчается тем, что административный ресурс в этой низшей части структуры государственной власти не достаточен для противодействия закону.

«Когда создается государство, надлежит систему правления привести в соответствие с (нуждами) времени; когда вводятся законы управления, надлежит поступать осторожно; когда стремятся направить все усилия на Единое, надлежит действовать осмотрительно; когда занимаются основным делом, надлежит сосредоточить его в одних руках»(там же, с.180).

«… тот, кто может сосредоточивать силы [людей], но не способен использовать их, неизбежно вызовет смуту; тот же, кто может только обуздывать [эти] силы, но не способен сосредоточивать их, непременно погубит государство. Поэтому умный правитель знает, как сочетать эти два [метода], и государство его могущественно; а тот, кто не умеет сочетать эти два [метода], погубит свое государство»(там же, с.182).

Второй этап - формирование структуры управляющего органа (государственной власти) для достижения этой стратегической цели в В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ, СТРУКТУРА ВЛАСТИ , часть 2.