Прагматизм по-путински

Года два подряд, Путин уверенно и настойчиво твердил о том, что РФ входит в полосу тотальной «де-долларизации». И действительно, ЦБ стал целенаправленно продавать доллары и закупаться евро и даже юанями, на чем погорел на миллиарды долларов.
Но таков прагматизм по-путински. Если он счет это нужным, то значит это – хорошо и в итоге – прагматично. Тут главное, что вкладывается в смысл этого слова.
В принципе, именно Путина можно понять. Сам он нашел себе проблемы на десятки миллиардов долларов только потому, что после терактов 2001 года, все безналичные долларовые транзакции, обязательно проходящие по корреспондентским счетам банков США, контролируются органами финансового мониторинга в автоматическом режиме.
То есть, программа-робот, по специально разработанным алгоритмам, классифицирует все транзакции по нескольким категориям. «Белые транзакции» проходят легко и незаметно для их участников.
Сомнительные – приостанавливаются и банк, через корсчет которого проходит платеж, выдает инициатору и/или получателю платежа запрос о расшифровке сути платежа и требует предоставить дополнительные документы.
Но часть платежей попадает в сферу действия финансового мониторинга автоматически, поскольку они имеют явные признаки преступления. Что тут важно, согласно тому самому «Патриотическому акту», прохождение долларового платежа по корреспондентским счетам американского банка, создает юрисдикцию США по всей этой транзакции, а значит, ее участники, даже ни разу не бывая в США и не проводя платежей из/в США, попадают под действие законодательства США.
Именно эта неприятная особенность законодательства США и система автоматической фильтрации платежей, оказалась крайне нежелательной для Путина и его друзей-миллиардеров.
Ведь это они у себя дома могут рисоваться нищими, как церковные крысы с «Ладой-Калиной» в декларации, а в Штатах прекрасно знают, сколько долларов они выкачали из РФ, по какой цепочке банков прогнали для «отмыва» и куда в конце концов их дели.
После того, как таким образом зависли путинские деньги в банке Ватикана, вопрос из теоретической сферы, перешел в практическую плоскость. Когда ни саму Путину, несмотря на несколько личных встреч с Папой Римским, ни другу Сильвио Берлускони, ни другу Николя Саркози, не удалось решить эту проблемку, было громогласно принято решение о выходе российского бизнеса из долларов.
И процесс было начался.
Путин лично обращался к российским бизнесменам с тем, чтобы те выходили из доллара в рубль, а если уже не в него, то в любую другую валюту, в евро, например.
Оно и понятно, ведь «серые» или очень «серые» доллары, засветившиеся с той стороны океана, могут не только привести к неприятностям правового характера для их обладателей, но что еще хуже, вполне могут их к сотрудничеству с американскими органами финмониторинга, а там уже недалеко до ФБР и что еще хуже – до ЦРУ.
В общем те, кто особенно приближен к бюджетном корыту, для проявления лояльности обязаны были сделать какие-то движения в этом направлении. Самые отважные – имитировали подготовку к выходу из доллара, но обратный процесс никто не пытался даже начинать, поскольку «наверху» могут этого совсем не понять, а это всегда заканчивается неприятностями наподобие тюрьмы или внезапного сердечного приступа с летальным исходом.
Все выглядело примерно так вплоть до прошлой недели, когда пресса продемонстрировала нечто совершенно необычное, а именно:
««Роснефть» практически до нуля сократила вложения в евро, избавившись от 90% ликвидных активов в европейской валюте». Причем, речь идет не о копейках. «Если на начало года «валютная подушка» «Роснефти» состояла на 43% из евро и 57% из долларов, то к 30 июня доля американской валюты выросла до 89%, а европейской – рухнула до 11%.
За полгода общая сумма активов в евро у казначейства «Роснефти» упала более чем в 8 раз – с 5,9 до 0,7 млрд евро».
В общем, такой фокус провернул не какой-то потерявший берега деятель, типа Ходорковского, а вполне себе кореш еще с питерских мутных времен Путина.
В общем, либо Сечин уже совсем ни во что не ставит Путина, либо они что-то знают такое, что заставило плюнуть слюной на «де-долларизацию».
Пока на этот счет имеются только легкие предположения и насколько они правильны, будет понятно из того, насколько этот процесс станет массовым.
А пока – просто отметим этот странный факт, скоро он может пригодиться.
Комментарии