Пирамида Маслоу и протестоу

На модерации Отложенный
 

Народ ехидничает над протестунами с нытингов — мол почему среди задержанных одни режиссеры, журналисты, блогеры, правозащитники, в крайнем случае менеджеры по продажам, но совершенно нет слесарей, сантехников, электриков, операторов станков с ЧПУ и так далее. Что это за аномалия такая, хе-хе.

И тут я увидел сразу несколько постов, в которых утверждается, что простой народ поддерживает протесты, потому что кто-то видел на митинге прораба. Ну всё, теперь протест спасён, драть.

Для меня очевидно, что авторы таких текстов простой народ последний раз видели в фильмах марвел. Дело в том, что в психологии есть такая примитивная, но, на мой взгляд, работающая и очень полезная в нашем случае модель человеческих потребностей, которая называется пирамидой Маслоу. Ее не очень любят за общность и банальность, но банальные вещи часто все-таки верны, даже если их написал дурак Коэльо.

Смысл пирамиды Маслоу очень прост. Все человеческие потребности разбиты на пять уровней, причем утверждается, что пока у человека не реализованы нижние (базовые) потребности, он не испытывает потребности с верхних уровней. То есть если вы дико голодны, идет дождь, а у вас прямо сегодня нет крыши над головой, вы не задумываетесь об ипотеке и самореализации, вам нужно решить насущную проблему. Только успел решить проблему с жильем — как уже задумываешься о том, что у тебя нет семьи и друзей. Многие семейные люди с выплаченной ипотекой страдают из-за того, что их никто не ценит (это четвертый уровень) и, как им кажется, не уважает. Ну и так далее — на пятом уровне человек начинает заниматься йогой и принуждает к этому остальных, или еще как-то бесится с жиру.

Пирамида Маслоу часто встречается в маркетинговых презентациях, потому что она интуитивно понятная, а клиенты любят картинки, но при этом некоторые ее свойства за ненадобностью теряются, их почти никогда не обсуждают. В частности, редко говорится о том, что люди, находящиеся на нижних уровнях пирамиды, не понимают и презирают тех, кто находится выше, потому что для них это просто люди с другой планеты.

И у людей с нижних уровней часто возникает желание опустить людей с верхних уровней на свой уровень, они это называют — «вернуть их в реальность».

Например, когда моя бабушка предлагала взять каких-нибудь молодых людей и отправить их копать траншеи в Сибирь, а она это делала регулярно, и через день в этот трудовой коллектив попадал и я, это не значит, что она была сталинистом (не была). Она просто сводила к задачу к предыдущей, полагая, что сам факт перехода на правильный и единственно известный ей важный уровень потребностей излечит этих несчастных людей.

Похожая штука происходит и с вами, если вы испытываете раздражение, например, от благополучных молодых людей, которые делают прекрасные карьеры, тусят по клубам, а потом вдруг говорят, что все это время страдали от жестокой депрессии. И тут вы такой с ипотекой и тёщей: й@пта, ну что за нытьё, я же вот не ною.

Как ни странно, вы не ноете не потому, что вам легко, а потому, что вы находитесь на нижнем уровне и вам трудно. Ипотека и тёща спасли вас от сползания в ад, скажите им спасибо.

Короче, важное и незаметное свойство пирамиды Маслоу заключается в том, что между уровнями есть плотные границы, мешающие проникновению эмпатии. Они мешают в обе стороны, но снизу вверх работают особенно эффективно, потому что вы не можете представить уровень проблем, который возникает на верхних уровнях, а верхние уровни часто все-таки могут вспомнить, как оно было там, внизу.

Вся штука с протестным движением в России заключается в том, что оно исторически сформулировано на четвертом уровне — это история про «меня не ценят, и мое мнение не имеет значения».

Но под ним, с%ка, еще три уровня. Три уровня — это пропасть. Голодному человеку наплевать, что его не ценят. А страна у нас, если что, в массе живет на первом и втором уровнях — людям важны еда и безопасность.

А еще есть такой не очень связанный с пирамидой момент, что преследование политических активистов не то чтобы кажется людям законным, а, скажем так, входит в пакет профессиональных рисков.

По-человечески эту «любовь соболь» может быть немного жалко, но «она знала, на что шла» (при этом человек, который это говорит, помнит, что она на четвертом, а он на втором — и в его «знала, на что шла» много не высказанного явно непонимания, он понимает, что знала, но не понимает, ради чего).

Разумеется, все люди разные, и есть те, у кого легко закрываются нижние уровни. Люди, которые быстро наедаются даже на скудной диете, и сразу переходят на уровни выше. Иногда такие люди работают «прорабами» (на самом деле они командуют бригадами узбеков, строящих особняки «новым русским» и делающих в них отделку), это тоже бывает. Но это не значит, что таких много. Таких мало, потому что:

На митинги в России выходит верхняя часть пирамиды Маслоу.

Я это всё рассказываю к тому, что когда власть устроила оппозиции неожиданный подарок, ударив по второму уровню пирамиды (безопасность), не стоит называть это «политическим террором», а задержанных «политическими заключенными».

Во-первых, это неправда.

Во-вторых, это не работает.

У простого человека, который это слышит, автоматически включается в голове «они знали, на что шли», и на этом даже сочувствие заканчивается, не то что там что-то большее.

Пока вы называете это «политикой» и делаете вид, что выборы в мосгордуму имеют значение, вас никто ниже четвертого уровня не услышит. Ну, кроме этого прораба, который и так пришел.

Вот, например, в Красноярском крае жители умоляют разрешить им ловить рыбу. В Якутии задержали и отдали под суд жителя за то, что «без разрешительных документов» собрал два ведра голубики. А вокруг всё взрывается, горит и пр. И вот на фоне этого всего по Москве ходят розовые пони с уточками и жалуются на «фошыстский переворот», который выразился в том, что кого-то там у них на г@вновыборы в г@внодумку не зарегистрировали.

Нет, это я не к тому, что жители Садового кольца обязаны рвать рубаху за «народ», как старая интеллигенция при царе. Но хоть какие-то идеи об общем благе у них должны быть. Хоть что-то, что они могли бы предложить жителям Красноярского края и Якутии, кроме ламентаций про «борьбу с коррупцией» и планов «умного голосования».

Россия будущего — она какая в ваших-то головах? Да всё та же, какая и есть — только чтобы Навальный следил за чиновниками, и еще чтобы регулярно устраивались тараканьи бега, так красочно изображенные в фильме «День выборов».

Это все ярко проявилось еще в 2012 году, когда Большая Россия с изумлением и брезгливостью смотрела на белоленточные митинги: чо им надо, с жиру бесятся, от кормушки оттёрли — вот и недовольны.

Известные лидеры протеста действительно борются — но не за демократию, право и свободу, а за смену разновидности авторитарного режима с автократической на группократическую и за замену условного «путинского клана» на олигархов 90-х и их ставленников. Вот и вся борьба, и это становится всё более очевидным.

При этом, вот же беда, московский хипстер категорически не хочет становиться пушечным мясом протеста. Я имею в виду тех, кто выходит на несанкционированные протесты под влиянием довольно топорной агитации Яшина, Соболь и компании.

И кукловоды сейчас ломают голову, что же делать, откуда брать мясо: русских националистов подтягивать? Злую на Москву провинцию?

Эти да, эти пойдут на водомёты. Но тогда хипстер московский в ужасе отшатнётся от кукловодов. А его нельзя терять.

И вообще, нелиберальный протест может выйти себе дороже. Кукловодам какой попало протест не нужен. Социальный или национальный потом фиг оседлаешь. Другим достанутся ягодки, а им — можно и на фонаре оказаться.

В общем, загадка про волка, козу, капусту и мотоцикл.

Вы спросите — почему власти так мармеладничают и не используют даже одной десятой доли тех мер, которые использовали французы или американцы против своих протестантов?

Так это же очень просто. Властям ведь не нужны неуправляемые друзья. Властям нужны управляемые враги – чтобы ниша была плотно занята, и случайных идиотов в ней не заводилось. Чирикать они могут что хотят – главное, чтобы в час «Х» повернули толпу куда надо.

Вот поэтому чекисты будут надувать через камуфлированную соломинку все это либеральное разнотравье и многоцветье, даже если нефть упадет до пяти долларов за баррель. А всяких там националистов и патриотов, увы, ждет финансирование только по остаточному принципу.

Но вы, я думаю, об этом в курсе и без меня.