К диплому

На модерации Отложенный

 

Грамматология как предел антропологического знания

Для начала, нужно оговорить, что будет подразумеваться под письмом. Я хотел бы использовать широкую трактовку письма,  ту, что вводит Ж.Деррида в работе «О грамматологии», где под письмом понимается условие всякой расчлененности, артикулированности, членораздельности.

Что дает использование этой трактовки для философской антропологии? Во-первых, достаточно широкий простор для интерпретации различных концепций. К примеру, любое эссенциалистское определение человека (homo sapiens, homo faber, животное политическое) – можно представить как операцию центрации, то есть произвольное конструирование оппозиции с выбором одного из ее членов в качестве привелигерованного, репрессия второго члена, построение системы на основе полученной оппозиции.

В этом случае письмом оказываются, насколько я понимаю, предпосылки такого рода определений.  «Предел антропологического знания» в заглавии работы, по моему мнению, как раз и будет означать поиск такого рода условий различения человека и не-человека в философской традиции.

Далее, грамматология может быть рассмотрена и как поиск доязыковых или даже дограмматических состояний, которые, по мнению некоторых современных философов (тут далеко ходить не надо – последняя книжка Гиренка и в придачу «Время Алисы» Мартынова как раз об этом) являются как раз специфически антропными состояниями, в которых только и возможно найти чеовека.

 

 

Вот, в принципе общее мое представление о работе, + еще можно «вписать» грамматологию в эпистему на основе «Слов и вещей» Фуко.