Модернизация – вид снизу

Альтернативой модернизации, для власти, являются революции и дворцовые перевороты. Этому учит история, если есть желание правильно воспринимать её уроки. Наказание – неотвратимо, как показали «цветочные» и арабские события. Процесс хорошо описывает легендарное высказывание Архимеда: «Дайте мне точку опоры и …». Где в роли учёного – часть нашей элиты, которая декларирует необходимость обновления страны. Причем, как считает Президент, включить в процесс модернизации необходимо весь народ. Для этого, надо помочь людям понять, что если каждый из них хочет быть конкурентоспособным, модернизация страны и общества неизбежна. Но задача эта непростая… Когда высшее должностное лицо страны высказывается в таком духе, стоит насторожиться и задуматься.

 Инструмент модернизации (рычаги реформ) – властные институты. А вот с точкой опоры, которая предлагается, можно и поспорить. В качестве таковой предлагаются (например И.Юргенсом): «средний класс, элитарные круги, передовая часть интеллигенции и молодежи». Сре́дний класс — совокупность социальных слоев населения, занимающих в обществе промежуточное положение между низшим классом (бедными) и высшим классом (богатыми).  Он, в целом, определяет стабильность общества, но вряд ли пригоден для того, чтобы стать (в целом) опорой. Поскольку является аморфным и размытым по своей сути. Ведь у разных слоёв только одно объединяющее свойство – достаточно высокий (по сравнению с бедняками) уровень жизни В НАСТОЯЩЕМ. А целями модернизации является НЕКОЕ БУДУЩЕЕ. Сама модернизация (совокупность реформ в политике, экономике, социальной сфере) – длительный процесс перманентной РЕВОЛЮЦИИ СВЕРХУ. И всё это прекрасно понимают ВНИЗУ. Поскольку на баррикады, в прошлом столетии, Россию выводили трижды, то  историческая память подсказывает, что опять НАМ уготованы суровые испытания. Отметим – без гарантий, что НЕКОЕ БУДУЩЕЕ именно то, за что необходимо пожертвовать СНОСТНЫМ НАСТОЯЩИМ. Элитарные круги – это волны, которые появляются и на что-то способны, если власть кинет в общество камень ИДЕЙ И ВОЛИ, нужного направления, для его консолидации.

Интеллигенция – это обслуживающий власть слой, часть которого входит в элиту, другая, побольше – в средний слой, подавляющая часть, как и большинство народа, влачит жалкое существование. Есть ещё и оппозиция, основной поставщик пламенных революционеров, что одно и тоже с пятой колонной, и троянским конём, для наших «друзей» за рубежом. Это аналог люмпен-пролетариату предыдущих революций снизу. Поэтому, в модернизации от интеллигенции, в лучшем случае, можно дельные советы получить – МОЗГ МОДЕРНИЗАЦИИ. Но и это – не факт, как показывает наше недалёкое прошлое. Поскольку попыток реформирования много, а результаты – плачевные. Поэтому с мозгами -  плохо либо у советчиков, либо у власти – не тех экспертов привлекают. Противопоставление молодёжи и житейски мудрых граждан, при радикализме, свойственном молодости, тоже ничем хорошим, в перспективе, не радует.

Ведь сказано: «Если бы молодость умела, а старость могла». Молодёжь – это РЕЗЕРВ МОДЕРНИЗАЦИИ, а не её опора.

И все-таки, удачные примеры модернизации и в нашей истории есть. Но их общий принцип организации известен, как «опричнина». И в элитных кругах твёрдо об этом помнят и отдают должное властителям тех  эпох. Поскольку модернизация – это прежде всего обновление элиты, не жалея непокорных голов. Поэтому для исторических портретов Грозного и Сталина, в меньшей степени Петра, не жалеют демонических красок. За что горца так ненавидит наша российская элита? Это ведь теперь за мелкое уголовное преступление простой гражданин получает реальный лагерный срок, а высокопоставленное лицо, за гораздо более крупное прегрешение перед законом – условный. С такой логикой правосудия нас, уже скоро, не будет удивлять формулировка «приговорить к пожизненному заключению – условно». Ну, а если начать бороться с коррупцией по настоящему?

Некоторые, по давно внушенной привычке, при произнесении слова «опричнина», вспоминают лишь об эпохе Грозного, видят в ней лишь море бесчеловечности и крови. На деле, к ней можно отнести, как уже сказано, 3 этапа нашего исторического развития. А беспристрастный анализ показывает, что в опричнине Россия  нашла свой творческий выход (можно сказать ИННОВАЦИЮ)  из тупиков социально-экономического развития. Историк А.И. Фурсов, в своём докладе на круглом столе «Опричнина и опричная идея: мифы и историческая действительность», высказал следующее мнение. «Следует различать опричнину в узком смысле слова, как конкретное историческое явление и опричнину в широком смысле – как чрезвычайную организацию и как принцип власти. Опричнина в широком смысле есть чрезвычайная комиссия (организация, орган, корпус), ориентированная на решение внеинституциональным, но легальным способом (или на грани легального и внелегального, нередко – тайным способом) важнейших задач перераспределения власти и собственности; внеинституциональность и секретность обеспечивают стремительность решения задачи; по выполнении своей миссии ЧК (опричнина) либо институциализируется, либо распускается. В своём функционировании русские опричнины воспроизводили черты организаций орденского типа и тайных обществ, не случайно они обрушивались на уже существующие орденские и конспиро-структуры – «боливару» русской истории не снести двоих, тем более, что такие структуры часто имели олигархическую ориентацию, а ещё чаще направлялись из-за рубежа (показателен запрет в России в 1822 г. тайных организаций и масонских лож, а в 1922 г. – решение о несовместимости членства в коммунистической партии и масонских организациях)…». Будучи крайним средством, опричнина использует крайние меры и крайних людей, и чем тяжелее общественная ситуация, которую должна скорректировать опричнина, тем острее край. С учётом этого, можно предположить, что НЕОопричнина XXI в., если она возникнет, будет самым горьким лекарством, расплатой за беспредел постсоветского периода, и ударит она, как это всегда бывает в истории, не только по виноватым. Но спрашивать нужно не с опричников, они сами – боль, а с тех, кто запустил болезнь или даже культивировал её».

ОПРИЧНИНА – БОЛЕЗНЕННОЕ СРЕДСТВО ЛЕЧЕНИЯ СМЕРТЕЛЬНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Если модернизация – ЭТО РЕВОЛЮЦИЯ СВЕРХУ, то вопрос только в одном: «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ДРУГОЙ МЕТОД, КРОМЕ ОПРИЧНИНЫ?».