Не все номинанты премии "Инновация" поддерживают исключенную группу "Война"

Ситуация, связанная с исключением арт-группы "Война" из шорт-листа номинантов премии "Инновация", может вызвать раскол в художественной среде. Члены экспертного совета премии считают, что творится бюрократический произвол. Художники высказываются гораздо сдержаннее. В поддержку арт-группы "Война" выступил пока только Юрий Аввакумов, тоже номинированный на "Инновацию".

Группу "Война" удалили из списка номинантов "Инновации" по тайному приказу Минкульта, заявил 28 февраля в своем блоге пропагандист акций арт-группы "Война" Алексей Плуцер-Сарно. Этим заявлением он отреагировал на на информацию на сайте Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), появившуюся двумя днями раньше.

На протяжении последнего месяца, рассказал Плуцер-Сарно, на него "оказывалось давление со стороны ГЦСИ", чтобы он снял группу "Война" с номинации. После этого группу "Война", номинированную в категории "Произведение визуального искусства" за акцию "Х*й в плену у КГБ", исключили из шорт-листа из-за отсутствия письменного согласия ее членов участвовать в "Инновации".

Письменное согласие

По условиям конкурса "Инновация", эксперты, выдвигающие произведения искусства на конкурс, обязаны получить согласие всех авторов этих произведений,— говорится на сайте "Инновации" . Однако, после публикации номинантов VI конкурса "Инновация", организаторы конкурса выяснили "из публикаций ряда СМИ", что никто из членов арт-группы "Война", которую выдвигали на конкурс члены его Экспертного совета Арсений Сергеев (Екатеринбург) и Евгений Уманский (Калининград), "не давал своего согласия на участие в конкурсе „Инновация".

Акции "Войны" часто вызывают неоднозначную реакци Источник Алексей Плуцер-Сарно

После этого организаторы, как говорится в их заявлении, не раз обращались к Сергееву и Уманскому с просьбой "подтвердить согласие членов арт-группы „Война" участвовать в VI конкурсе „Инновация". Ответа, как утверждается, снова не получили, и отправили им „официальные письма срочной почтой от 22 февраля 2011 года, с просьбой предоставить письменное согласие участия в конкурсе арт-группы „Война" до 25 февраля 2011 года включительно". Письменное согласие, утверждают организаторы, ни от экспертов, ни от участников арт-группы „Война" до 25 февраля так и не пришло, после чего группа „Война" была исключена из шорт-листа.

Вещественные доказательства

Обосновывая свои сомнения, руководство ГЦСИ выложило на сайте "Инновации" видео, в котором участница группы Наталья Сокол говорит, что группа не хочет участвовать в премии. По ее словам понятно, что говорилось это до того, как Олега Воротникова и Леонида Николаева выпустили под залог: в частности, Сокол упоминает там о том, что активисты группы находятся под стражей, тогда как на прошлой неделе Олега Воротникова и Леонида Николаева выпустили под залог. Выходит, что после их освобождения мнение группы поменялось.

Это видео "ничего не решает", "это лишь повод, который они нашли, чтобы нас снять. И повод не легитимный",— заявил GZT .RU Плуцер-Сарно. "Они вырвали фразу из контекста. Интервью дано, когда ребята были еще в тюрьме. И Наталья говорит о том, что Минкульт не хочет им помочь. И я с ней согласен, когда одна властная институция хочет дать денежную премию людям, которых другая властная институция держит в тюрьме— конечно, это похоже на издевательство. Они хотели нас снять с премии и долго искали разные поводы. Предлоги все эти смешные, в обязанности руководства ГЦСИ не входит мониторинг СМИ на предмет поиска цитат для снятия номинантов с премии. Обхохочешься",— добавил он.

Акция "Х*й в плену у КГБ" принесла "Войне" мировую слав Источник блог Плуцера-Сарно

Каверзы ГЦСИ

Тот факт, что "Война" не снимала свою кандидатуру, подтвердили Олег Воротников, Леонид Николаев и Наталья Сокол в личном разговоре с членом жюри Андреем Ерофеевым,— заявил в своем блоге Плуцер-Сарно. Они же публично "озвучили эту позицию сразу после освобождения, 25 февраля". Отметим, что Ерофеев рассказал GZT .RU, что разговаривал он "только с Олегом Воротниковым", который подтвердил, что не снимает кандидатуру "Войны".

Плуцер-Сарно недоумевает, почему письма с просьбой о подтверждении участия в "Инновации" отправляли не ему лично, а Уманскому и Сергееву. Сроки, указанные на сайте ГЦСИ, он называет "выдуманными". Он отмечает, что "ГЦСИ просило у нас лично только фото номинированной акции и официально указало срок обсуждения всех деталей до 28 февраля". Все остальные "запрашиваемые ГЦСИ материалы" были отправлены туда днем, 26 февраля, утверждает Плуцер-Сарно.

Один из экспертов "Инновации" Иосиф Бакштейн, директор Института проблем современного искусства, комиссар Московской международной Биеннале современного искусства, рассказал GZT .RU, что "никакого давления на ГЦСИ со стороны Министерства культуры не было". По словам Бакштейна, директор ГЦСИ Михаил Миндлин объяснил ему, что в нынешнем году в условиях конкурса просто появилась новая "формальность"— "получение от номинаторов письменного согласия номинантов на участие в „Инновации".

Иосиф Бакштейн считает, что на ГЦСИ не было никакого давления со стороны Министерства культур Источник Александр Басалаев

Почтовая неразбериха

После того, как Плуцер-Сарно в одном из интервью "довольно жестко и агрессивно выступил против премии и Минкульта", Минкульт и организаторы премии "отреагировали на это адекватно и решили получить подтверждение, хотят ли участники арт-группы „Война" остаться в составе шорт-листа или из него выйти,— рассказал GZT .RU Евгений Уманский, номинатор „Войны", куратор, заместитель директора по творческо-выставочной деятельности Калининградского филиала ГЦСИ.



Связаться в этот момент он мог только с Плуцером-Сарно, двое участников группы "Война" большую часть февраля "находились в заключении". Отсканированное официальное письмо из ГЦСИ Уманский получил по электронной почте, вечером, 23 февраля. Он находился в командировке в Германии и не мог получить бумажную версию. На следующий день отослал отсканированное письмо Плуцеру-Сарно.

Уманский защищает своих номинантов. Министерство культуры, считает он, возражает против того, чтобы ГЦСИ, "как управляющая организация премии", поддерживала арт-группу "Война", которая выступает против государственных институций. Однако, он уверен, что участники "Войны" "пошли на попятный". Логичным продолжением резких выступлений Плуцера-Сарно "против участия в премии, и против премии, как самого инструмента управления художниками, (это же деньги, регалии)", мог бы стать отказ "Войны" от "Инновации". Но вместо этого участники группы "решили поиграть в эту историю дальше, чтобы получить максимальный пиар от этой ситуации".

Логичным продолжением выступлений членов арт-группы "Война" против номинирования мог бы стать отказ от "Инновации", считает эксперт Алексей Умански Источник блог Плуцера-Сарно

Экспертов не спросили

Другой номинант "Войны" Арсений Сергеев— художник, куратор и организатор фестивалей и художественных проектов в городской среде, куратор агентства "АРТПОЛИТИКА" (Екатеринбург), рассказал GZT .RU, что письма от ГЦСИ получал, но пересылать из Плуцеру-Сарно не стал.

Если мы проанализируем все те заявления, сделанные арт-группой "Война" по поводу их номинирования, то "несмотря на всякого рода негативную риторику", не найдем "истинного заявления о том, что они отказываются от номинирования на эту премию",— сказал Сергеев. Резкие заявления художников арт-группы он объясняет "частью художественной стратегии „Войны". „Эта позиция художников никак не умаляет качества их работы",— считает он.

Сергеев уверен, что включать номинантов в шорт-лист "Инновации" или выключать их из списка— прерогатива экспертов, а не организаторов премии. "Экспертный совет никто не спросил, экспертный совет никто не собрал по поводу исключения группы „Война" из шорт-листа. То есть, это решение в принципе неправомочно",— добавил он.

Активисты арт-группы "Война" Источник ru.wikipedia.org

Еще один эксперт, независимый арт-критик Андрей Ковалев объясняет поведение руководства ГЦСИ "трусостью". "Формально они, может быть, и правы, но что защищает премия „Инновация"— бюрократию или живой художественный процесс?",— спрашивает он.

Художники сомневаются

Художник и архитектор Юрий Авакумов, чей проект "День открытых дверей" в ММСИ вошел в шорт-лист "Инновации" в категории "Кураторский проект", рассказал на своем блоге , что считает решение ГЦСИ об исключении "Войны" из шорт-листа "скоропалительным" и "формальным". Авакумов считает, что решение оргкомитета "ставит весь конкурс под угрозу провала", поскольку "участие в конкурсной выставке делается совершенно неприличным".

"Я знаю, что ультиматум не лучшее средство в решении общественных вопросов, но боюсь, что мне, нам не оставляют другого выбора кроме добровольного выхода из числа номинантов вслед за принудительно отчисленными. Организаторам еще не поздно пересмотреть свое решение",— добавил он.

Не все номинанты на "Инновацию" согласны с Аввакумовым.

"Война" в суд Источник (с) РИА Новости/Алексей Даничев, STF

"Чтобы ответить на такой вопрос, как отреагировать на исключение арт-группы „Война" из шорт-листа „Инновации", мне придется потратить время на размышление",— сказал GZT .RU художник Арсений Жиляев, автор работы "Разумный эгоизм", номинированной на премию. "В первый раз услышал и вряд ли в ближайшие несколько часов приму решение",— добавил он.

"Когда работа арт-группы „Война" вошла в шорт-лист „Инновации", все все члены этой арт-группы и Наталья Сокол сделали заявление, что им эта премия неприятна. Это было освещено прессой и на сайте группы",— рассказал GZT .RU другой номинант премии, екатеринбуржец Артем Лоскутов, выдвинутый за проект "Монстрация-2010". Когда членов "Войны" выпустили из тюрьмы, "их мнение изменилось",— полагает Лоскутов.

Лоскутову кажется, что его коллеги "действуют непоследовательно в этой ситуации". "Можно проявить с ними солидарность, а через два дня они изменят свою позицию и ты окажешься в дураках. Поэтому я предпочитаю наблюдать за всем этим со стороны",— добавил он.