Сколько стоят пожары в Сибири

На модерации Отложенный

Тема дня в соцсетях — выгоревшие в Сибири 3 млн га леса. Мы разобрались, почему власти отказываются тушить пожары, и оценили ущерб

Фото: ИТАР-ТАСС

Главная новость дня в соцсетях — лесные пожары в Сибири. В трех регионах введен режим чрезвычайной ситуации, выгорело 3 млн га леса, но власти отказываются тушить пожары, ссылаясь на экономическую нецелесообразность. The Bell разобрался в масштабах бедствия и его экономических последствиях. Прямой экономический ущерб от пожаров, которые сосредоточены в труднодоступных местах, будет не так велик — до 20 млрд рублей. Косвенный — например, от загрязнения воздуха и воды — оценить трудно.

 

  • Что случилось. 29 июля режим ЧС из-за лесных пожаров введен на территории трех сибирских регионов: Красноярского края (14% территории России), Иркутской области (4,5%) и частично Бурятии. По данным Авиалесоохраны, уже сгорело почти 3 млн гектаров лесов. Суммарная площадь выжженных лесов соответствует площади всего Крыма и ненамного меньше площади Московской области. Петиция о введении режима ЧС по лесным пожарам на всей территории Сибири и начале активного тушения за пять дней набрала более 400 000 подписей. В комментариях на дым жалуются жители городов, удаленных от очагов пожаров почти на 1000 км. Первый замглавы МЧС Александр Чуприян сказал, что угрозы населенным пунктам и объектам экономики нет, но признал, что «люди страдают от задымления».

  • Много это или мало? 3 млн га леса — площадь, которая в среднем в России сгорает за год (по официальным данным). Потери лесов в пожарах в России почти всегда в разы больше площади вырубок (порядка 1 млн га). Год от года цифра сильно разнится. Рекорд был поставлен в 2018 году (8,7 млн га по официальным данным, 15 млн га по данным дистанционного мониторинга Greenpeace). Внимания к пожарам в этом году больше, потому что дым движется не на восток и север, а на запад — в Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск и Казань, отмечают «Ведомости».

  • Почему горит? Главная официальная причина — климатическая: «сухие грозы в условиях длительного периода засушливой, аномально жаркой до +30°С и выше, ветреной погоды». Это похоже на правду. По данным близкого к реальному времени спутникового мониторинга, большая часть очагов в этом году находится в самых труднодоступных и безлюдных местах, так что вина «черных лесорубов» маловероятна.

  • Почему не тушат? Если коротко — потому что это бесполезно и не оправдывает затрат, считают власти. С 2015 года леса в стране поделены на «зону охраны», где пожары тушат в любом случае, и «зону контроля», где их тушат, только когда они начинают представлять угрозу. Сейчас не тушить можно половину лесов России, пишетGreenpeace.

  • В этом году в Красноярском крае 99% площади лесных пожаров (977 из 986 тыс. га) пришлось именно на «зону контроля». Забрасывать туда пожарных дорого, неэффективно и опасно, а технику доставить вообще невозможно. «Это труднодоступная, горимая территория, где пожары происходят ежегодно и рассматриваются как у нас, так и во всем мире как естественное, природное явление. Эти труднодоступные территории как у нас, так и в Канаде, США, Мексике тушатся естественным путем — выпадением осадков», — заявилгубернатор Красноярского края Александр Усс.

  • Сколько это стоит? Официальный ущерб считается главным образом по минимальной цене древесины, которую можно хоть как-то освоить, пишут «Ведомости». Если освоить нельзя — ущерба нет. В результате денежная оценка слабо коррелирует с площадью возгорания. В 2018 году при площади пожаров (по дистанционному мониторингу) 15 млн га ущерб составил 17 млрд рублей, в 2015 году при 6 млн га — 56,4 млрд рублей. В 2010 году, когда из-за аномальной жары горели поселки в европейской России, а в Сибири обстановка была спокойной, ущерб достиг 85 млрд рублей.

  • В этом году можно ожидать, что прямой ущерб от лесных пожаров будет сравним с прошлогодним, когда тоже сильно горел Красноярский край, — то есть около 20 млрд рублей. Вместе с ущербом от паводка в Иркутской области (30 млрд рублей) он не превысит 0,05% ВВП России.

Что мне с этого?

Уже понятно, что главный ущерб от нынешних пожаров будет непрямым: загрязнение воздуха и воды, урон, который дым наносит здоровью людей и, наконец, усиление парникового эффекта (и лесных пожаров в будущем) от выбросов дыма и углекислого газа. Точно оценить его невозможно.

Петр Мироненко