Как Польша воевала.

На модерации Отложенный

 

В начале и середине 30-х годов ХХ века карта Европы претерпевала постоянные изменения. Несколько государств, наплевав на мнение своих соседей, активно аннексировали территории. Откровенно агрессивные государства – Германия и Италия – присоединяли к себе территории только осмелев и набравшись наглости. Другие государства, которые сегодня выставляют себя жертвами Второй Мировой войны, начали захватывать территории соседних стран начиная с момента получения независимости.

 

Перекройка Европы для Германии сопровождалась молчаливым одобрением Англии и Франции, Польша получала территории, не обращая внимания на Лигу Наций, в которой состояла, и на мнение других стран, в том числе на заключенные договора.

Начав с войны с Советской Россией, по результатам которой получила Западные Беларусь и Украину, чем нарушила рекомендованную Версальским договором линию Керзона, Польша принялась за других стран-соседей.

 

В 1920 году Польша, наплевав на договор с Литвой, захватила Виленский край, входивший в состав литовского государства. В 1938 году Польша поучаствовала в разделе Чехословакии, получив в свои владения Тешинский район. В сентябре 1938 года Польша собиралась начать войну с Литвой, и только давление СССР остановило агрессора. В 1939 году польские войска участвовали вместе с Венгрией и фашистской Германии в оккупации Закарпатской Украины.

В 1934 году Польша одна из первых стран заключила договор о ненападении с Германией. Этим соглашением Польша устраивала для себя спокойный тыл на Западе, ведь главным своим врагом поляки считали никак не западного соседа, а именно СССР.

Все захваты территорий, проводившиеся в Европе в 30-х годах, не признавались только одним государством – СССР.

 

После полной оккупации Чехии немецкими войсками и решения Германией территориальных проблем на Западе, пришла пора разрешить старые немецко-польские проблемы. В 1938 году Польша лелеяла надежды создания «Великой Польши» «от моря до моря», в границах первой Речи Посполитой 1772 года. В этом своем желании руководство страны сильно рассчитывало на совместные действия против СССР вместе с Германией. Дошло до того, что генштабы вермахта и польской армии разрабатывали совместные планы нападения на Советский Союз.

 «Расчленение России лежит в основе польской политики на востоке... Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна оставаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться», — это выдержка из донесения польского главного штаба от 1938 года.

Основные немецко-польские проблемы были из-за «Вольного города Гданьска» или Данцинга.

По итогам Версальского мирного договора Данциг с прилегающей территорией в соответствии с решением Лиги Наций больше не являлся частью Германии. Однако город не отошел и в состав вновь образованной Польши. В дальнейшем, полностью независимым Данциг так и не стал, так как он попал под протекторат Лиги Наций и еще оказался в составе таможенного союза с Польшей. Поляки при этом получили особые права в этом городе-государстве.

В октябре 1938 года послу Польши в Германии Липскому было вручено требование о включении вольного города в состав Рейха и о вступлении Польши в состав Антикоминтерновского пакта. Если со вторым поляки были согласны, то на первое предложение ответили весьма резко, заявив, что попытка Гданьска перейти под власть германии повлечет немедленную войну.

Раз за разом Польша отказывала Германии в отношении Данцинга.

 

Польша на тот момент чувствовала за собой немалую силу. Мифы о ее слабости сильно преувеличены. Польская армия была одной из самых больших в Европе. Благодаря Англии, Франции и США оружия хватало. Танк 7TР, он же Vickers Mk E стоял на вооружении, в разработке был 10ТР, сильная авиация (более тысячи машин, до 2000 — по некоторым данным), неплохая артиллерия.

В марте 1939 года Польша начала скрытую мобилизацию. На военные рельсы вставала польская промышленность. Правительство передало промышленности ряд крупных военных заказов на изготовление вооружения, колючей проволоки, качественных сталей, конструкций, снаряжения, подошвенной кожи, готовой обуви, тканей, платья и т.д.

Уверенность Польши еще больше укрепилась после подписания 13 апреля 1939 года англо-польского военного союза. Такой же союз был заключен между Польшей и Францией еще в 1921 году.

В Польше начали появляться настроения для войны с Германией. Причем эти настроения были шапкозакидательские. Поляки всерьез собирались разгромить Берлин. И даже пройти дальше — на Рейн!

Одетые в сталь и броню, ведомые Рыдзом-Смиглы, мы маршем пойдем на Рейн.., — распевали в Варшаве.

 28 апреля Германией был расторгнут договор о ненападении с Польшей. Причиной стал заключенный договор с Англией, который был направлен против Германии.

17 апреля Москвой были сформулированы общие принципы коллективной безопасности в Европе. Начавшиеся переговоры все больше затягивались. С середины лета 1939-го события стали развиваться стремительно. Атмосфера в Европе накалялась. Дело шло к войне. Требовалось принять срочные решения. Для СССР такая потребность была очень острая, ввиду того что он пребывал в неопределенной ситуации, не будучи включен ни в одну систему коллективной защиты в Европе.

Наступал решающий момент, а от успеха англо-франко-советских переговоров зависело сохранение мира в Европе. Другое дело, что успех переговоров зависел не только от Франции, Англии и СССР, но и от Польши, без согласия которой на сотрудничество с Советским Союзом ни трехсторонняя военная конвенция, ни политическое соглашение в том же формате невозможно.

17—19 августа Великобритания и Франция уточняли позицию Польши относительно прохода Красной Армии и пытались добиться её согласия, но Варшава осталась при своем мнении. Утром 21 августа началось последнее заседание англо-франко-советских военных переговоров, в ходе которого стало ясно, что переговоры зашли в тупик.

 18 августа польский посол в Париже Лукасевич заявит министру иностранных дел Франции:

«Не немцы, а поляки ворвутся вглубь Германии в первые же дни войны"

Поляки всегда были очень высокого мнения о своих военных возможностях. В дипломатических беседах 30-х годов встречаются их самоуверенные заявления на военную тематику. Скажем, в июле 1934-го полпред СССР в Польше Давтян интересуется у Бека — почему бы Польше не позаботиться о получении со стороны Германии гарантии польских границ? «На эту фразу Бек, смеясь, заметил, что, собственно, в этом нет специальной надобности, ибо польская граница достаточно обеспечена польской армией», — записал Давтян.

Стратеги войска польского, писал советский военный теоретик Георгий Иссерсон в 1940 г., «исходили из того, что против Польши будет оставлено около 20 дивизий и что все остальные силы будут брошены на запад против англо-французского вторжения».

 

Недальновидность расчетов польского военного командования и неумеренное самомнение руководства Польши о ее военных возможностях стали дополнительным лыком в строку неадекватной внешнеполитической линии, согласно которой можно справиться с немецким нападением и без СССР.

Первая частичная и скрытая мобилизация в Польше была объявлена 22 марта 1939 г. (пять соединений) с целью обеспечения прикрытия мобилизации и сосредоточения главных сил польской армии; вторая —13—18 августа 1939 г. (девять соединений). Скрытая мобилизация основных сил армии была начата за восемь суток до возникновения боевых действий.

 

К утру 1 сентября 1939 г. Польша располагала готовыми к военным операциям силами: 21 пехотной дивизией, 3 резервными дивизиями, моторизованной бригадой, 8 кавалерийскими бригадами, 3 горнострелковыми бригадами и 56 батальонами национальной обороны, а также частями пограничных войск и охраны морского побережья. Запланированный резерв главного командования находился в процессе мобилизации и формирования.