Философия просвещение. Монтескье

На модерации Отложенный

С конца 1600-х до конца 1700-х годов длился «век разума и света», время расцвета науки, веры в прогресс человечества. Просветители были убеждены, что если сделать знания достоянием людей, то все проблемы будут решены и все беды преодолены. Наибольший размах это движение получило во Франции. Известны французские просветители Монтескье, Вольтер, Руссо, Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро. Погуглите.. «Все должно предстать перед судом мыслящего разума, ибо он есть единственное мерило всего сущего». Такая позиция способствовала освобождению от средневекового религиозного мрака и вела к новому восприятию мира и жизни. Шарль Монтескье (1689 – 1755) замечательная личность, Член Парижской академии наук и основатель социологии, известен прежде всего философским романом «Персидские письма» и фундаментальным трактатом «О духе законов». Много путешествовал, вникал в жизнь историю искусство других народов. Его называли гражданином мира, но он оставался патриотом: будучи дворянином Монтескье высшей добродетелью объявил любовь, но не к Богу и не к Королю, а к отечеству, что возмутило и клерикалов и придворных . Монтескье излагал основы научного понимания природы и общества, старался понять закономерности исторического развития общества, разоблачал корысть и лицемерие церковников, их нетерпимость к инакомыслящим и инаковерующим. Он считал что государство призвано обеспечить интересы всех слоёв общества, но видел много несправедливости и понял, что это происходит в виду извращения самой сути государства. Это происходит потому что «всякий человек, обладающий властью склонен злоупотреблять ею пока не достигент предела»! И чтобы избежать таких злоупотреблений государство должно стать правовым, то есть необходимо правовое регулирование отношений между всеми слоями общества, между всеми людьми. По Монтескье каждая форма правления формирует свою психологию. У монархии это честь, у деспотии – страх, у республики – добродетель. Монтескье считал и республики и монархии умеренными формами правления.

Иное дело деспотия – там правит бесконтрольная воля правителя, при этом политические отношения атрофируются, чиновники превращаются в исполнителей-имитаторов деятельности, граждане вынужденно приспосабливаются и становятся по сути рабами, сверху донизу воцаряется страх. Он присущ и самому правителю, ему мерещатся заговоры, общество становится нестабильным и никто уже не думает об общем благе, но только о себе. Поскольку законов о преемственности власти нет - такая власть часто кончается переворотом. Если в государстве не создан конституционный механизм при котором законам подчиняется и сам правитель то как выход из тупика революция становится оправданной. При жизни автора эта мысль не были опубликована, но через 50 лет французы совершили Великую революцию и идеи Монтескье были вписаны в Конституцию 1791 года породившую «Декларацию прав человека и гражданина». Разумеется, наиболее приемлемым общественным строем Монтескье считал республику, как и Локк он был сторонником разделения законодательной, судебной и исполнительной власти. Что это значит? Законодательная власть вручается собранию представителей, свободно избранных теми гражданами страны, которые имеют право голоса. (ограничения возможны по различным цензам, например дееспособности, оседлости, возрастному, образовательному… ) Исполнительная власть обязана обеспечить выполнение законов, и её контролирует Судебная власть, задача которой обеспечить точное применение этих законов. Особенно важен принцип независимости неподкупности и честности судей. (Отсюда и обращение к ним – «Ваша честь».) Только так можно оградить страну от произвола властителей и обеспечить гражданам делать всё то, что дозволено Законом. Так рождается Правовое государство. Интересно, что Монтескье ставил в зависимость развитие государств от географических условий: жаркий климат расслабляет, а европейская прохлада формирует свободных и мужественных людей.