Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин - жизнь и судьба.

На модерации Отложенный

Blumental-Tamarin 1910.jpg
В. А. Блюменталь-Тамарин (1910)

Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин родился в 1881 году в театральной семье. Отец его — известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин. Мать — Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, дочь крепостного крестьянина, была гениальным самородком. Начав с любительской сцены, она блистала на театральных подмостках еще в дореволюционные годы. 

Всеволод Блюменталь-Тамарин пошел по стопам родителей и в 1901 году уже выступал на профессиональной сцене. После революции играл в Харьковском Большом театре. Когда в 1919-м в город пришла Русская Добровольческая армия Деникина, то актеры харьковских театров под руководством Блюменталь-Тамарина устроили праздничные концерты на разных сценах города, а сам Всеволод Александрович (как пишет в своих воспоминаниях В.В.Шверубович, находившийся в это время в Харькове на гастролях с Московским художественным театром): «…верхом на белом цирковом коне, с огромным трехцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на поддержку «освободителей родины». Был, конечно, арестован ворвавшимися красными и освобожден по ходатайству Луначарского.

В 1926 году в Москве шумно отмечалось 25-летие его сценической деятельности. Получил звание заслуженного артиста РСФСР. В юбилейном спектакле играл Кина; в честь его юбилея пели Нежданова, Обухова, Собинов, танцевала Гельцер и играл на рояле Генрих Нейгауз.

Несмотря на все чествования и успех, он тогда же уходит из театра Корша и создает собственную труппу – Московский передвижной театр. Гастролировал по городам и весям, играл только главные роли и чувствовал себя звездой.

В 1940-м снялся в фильме «На дальней заставе», где сыграл какого-то вредителя-диверсанта. Фильм был запрещен – как писали в то время: за низкий художественный уровень.

Война застала Блюменталь-Тамарина на гастролях в Черновцах. Он прерывает гастроли, возвращается в Москву и вместе с женой перебирается на дачу в Новый Иерусалим, рядом с Истрой (Волоколамское шоссе). Там его соседями были и другие актеры, например, та же Анастасия Дубровская с мужем-актером, вахтанговец Освальд Глазунов и певец Иван Жадан.

Когда в Истру вошли немцы, Освальд Глазунов, например, будучи латышом, поехал в Ригу, там играл, но потом вернулся в СССР и погиб в лагерях. А Всеволод Александрович стал работать на немецком радио, по которому призывал оставшихся не защищать сталинский режим.

Помимо выступлений по радио, Всеволод Александрович писал статьи для русскоязычной прессы.  В газете «Новое слово» он писал о театральной жизни в большевистской СССР:

«Театральные студии руководились жидами Любимовыми-Ланскими (бывшим провизором из Елизаветграда), Леонидовым, Таировым (Корнблит), Раппопортом (театр Вахтангова) и тысячью других евреев, создавших чуть ли не при каждом заводе театральные студии, школы и так называемые самодеятельные кружки. Сеть этих ловушек для русской молодежи выпускала десятки тысяч полуграмотных, с блатным одесским языком, бездарных и чудовищно наглых актеров, не знающих ни истории русского театра, ни русской литературы, ни русской драматургии. Эти волны жидовствующих наглецов, сильных только в „азбуке коммунизма“ и „политграмоте“, захлестывали русскую драму, громя чудесное наследие великих школ Мочалова и Каратыгина. Руководимые Мейерхольдом и его учениками, они роились как навозные мухи в весенний день. Кремлевские жиды Каменевы, Зиновьевы, Землячки, Диаманты, Шверники субсидировали из государственного кармана эти, с позволения сказать, школы и студии, которым не хватало только изучения Талмуда, чтобы вполне сделаться „хедером“». 

В марте 1942-го за эти радиопередачи и статьи военная коллегия СССР приговорила Блюменталь-Тамарина к смертной казни.

Вместе с женой и Дубровской они переехали в Киев, где Всеволод Александрович возглавил Театр русской драмы. При приближении советской армии перебрались в Кенигсберг, а потом в Берлин, где тоже организовывали маленькие русские театры. Играли «Маскарад» Лермонтова, «На модном месте» Островского, шекспировского «Гамлета», чеховского «Медведя» и др.

Его жена, Инна Александровна Лощилина, была моложе своего мужа на двадцать лет. Из балерин она в военные годы переквалифицировалась в драматическую актрису.

В 1943 году в Берлине появился племянник артиста, бывший боец Красной армии Игорь Миклашевский. В СССР он подрался с офицером и был приговорен к службе в штрафной роте. «Штрафник» Миклашевский перебежал к немцам. После проверки его поселили у дяди, который крайне обрадовался воссоединению с племянником.

Правда, Всеволод Александрович не знал, что вся история о драке и штрафной роте — это легенда, придуманная органами советской разведки. Чемпион Ленинграда по боксу был послан с заданиями особой важности  -  
10 мая 1945 года он убил в лесу под Берлином Всеволода Блюменталь-Тамарина.

Официальная версия была самоубийство. Игорь Миклашевский потом долго жил в Москве и умер только в 1990-м.