Эталон обнажёнки XIX века

На модерации Отложенный

Это был век академической живописи, когда первоклассные художники обязаны были создавать идеальные, действительно идеальные произведения.



Но от этой идеальности в картинках возникал ледяной холод. И когда надо было писать обнажённых женщин, это влияло на результат: картины получались слишком отстраненные, тела похожими на мрамор, и зрелище не заставляло кровь бурлить.

 

Только самые большие профессионалы живописи умели балансировать на грани, и создавать идеальные, но при этом эротичные произведения.

Главный из них, разумеется, французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр.

Он создал серию картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов), в котором воплотил это совершенство.

БОЛЬШАЯ ОДАЛИСКА

На самом деле она "La Grande" -- то есть не только "большая", но и великая.



Картину заказала большая любительница изящного, сестра Наполеона неаполитанская королева Каролина, жена Мюрата. Энгр с охотой взялся за заказ, но пока работа шла, бац и наступил 1814 год.

Родственникам Бонапарта как-то стало не до роскоши, но картине это не повредило. Энгр выставил ее в Париже, на полотно сразу накинулись знатоки анатомии, указывающие, что позвонки лишие, и повернуться так нельзя.

Однако линии женского тела так изящны, сочетание нежного тела с глубокой лазурью занавесей так гармонично, и вообще, все так красиво вышло, что "Большая Одалиска" стала главной "венерой" своего времени.

ОДАЛИСКА С РАБОМ

Для сравнения взглянем на другое полотно Энгра, написанное в 1839 году.





Тут тоже прекрасная обнаженная женщина, но нет такой изящной лаконичности и гармонии. Картина больше про восточную экзотику, и то, какие офигительные женщины в гаремах там запросто валяются, не то что тут у нас в Париже, где, чтоб добиться ласки от дамы, надо либо мелким бесом вокруг нее виться, либо нехило так вложиться.

А в гаремах-то все как просто господину! В общем, гораздо менее "идеальна" эта картина.

ТУРЕЦКАЯ БАНЯ

А вот это полотно на самом деле про то, что Профессионализм -- это вещь!

Энгр написал его в 1862 году, когда ему, на минуточку, было уже 82 года.



Ну да, тут при желании можно и старческое сладострастие разглядеть. Но посмотрите, как все грамотно выстроено, как все отлично сбалансировано.

Великое мастерство, при котором любая эротика становится искусством.



У Энгра есть и другие работы с обнаженной натурой, но именно одалиски считаются лучшими и стали примером для подражания многих живописцев-академистов.

А потом пришли импрессионисты и сказали: а что это вы тут фигней страдаете? Ведь можно по-другому!

Ренуар. "Обнаженная".