«Шахта шахт»: тайна Эль-Мине дель Тиро
На модерации
Отложенный
Речь пойдет о легендарной Эль-Мине дель Тиро — «Шахте шахт», история которой насчитывает несколько сотен лет.
Впервые о шахте стало известно от людей Франсиско Васкеса Коронадо. Когда в 1540-м году Коронадошел по долине реки Галистео, индейцы, проживающие в этих местах, поведали ему о том, что совсем рядом находится шахта с залежами бирюзы и белого металла. Эта информация могла вполне быть правдивой, поскольку индейцы сами работали на этих землях, и могли знать о том, что таят в себе шахты. Тем более что информация о том, что индейцы были заняты на богатейших копях, была проверена испанцами. Если верить слухам, то главным местом нахождения руды были горы, но конкретного места люди Коронадо найти не смогли. Кроме того, что их подгоняла информация о призраке «золотого города» Сиволы, так индейцы пуэбло, которых раздражала жадность и жестокость испанского народа, старались рассказать последним побольше небылиц и страшилок, тем самым уводя их в сторону от «Шахты шахт». Испанцы были совсем близко к заветному месту, однако так и не добрались до него. Для экспедиции Коронадо загадка, которую хранила Эль-Мине дель Тиро, так и осталась неразгаданной.
Однако спустя 40 лет на поиски золотых и серебряных рудников отправился фра Бернардино Бельтран. Курс был взят в области Новой Мексики, которые не были нанесены на карту и о которых мало кто знал. Правда, задание, которое получил Бельтран, предусматривало вовсе не поиск рудников, а спасение священников, которые отстали от экспедиции Родригеса. В помощь Бельтрану был поставлен Антонио Эспехо – преуспевающий промышленник из Санта-Барбары.
Результаты поисков не заставили себя долго ждать: через год после отправки в экспедицию Бельтрану и Эспехо, которые находились в сопровождении 14 солдат, удалось обнаружить залежи меди и серебра. Произошло это на реке Верде (Аризона). Кроме этого индейцы направили Эспехо к еще одной богатой серебром шахте, которая по современным меркам находилась около города Прескотт. Но и на этом не закончились поиски: далее экспедиция оказалась в западной части современного штата Нью-Мексико, где нашла шахту с серебром, разработки в которой велись уже на протяжении многих лет. От богатства, находившегося в ней, у Дон Эспехо пропал дар речи. Судя по всему, это и была легендарная «Шахта шахт».
Когда спустя 2 года Бельтран и Эспехо вернулись в Мексику не с пустыми руками (с собой они привезли мешок самородков и рудные образцы) и рассказали о своих открытиях, это произвело настоящий фурор.
В письме, которое было адресовано испанскому королю, Эспехо рассказал о том, что в Новой Мексике есть чем «поживиться» и что сведения, которые получила в сове время экспедиция Коронадо, вполне могут быть правдивыми. Эспехо хотел получить разрешение от испанского короля на разработку месторождений золота и серебра, однако получил отказ. Это дело король поручил богатому шахтовладельцу из Сакатекаса Хуану Оньяте. Желая получить от этой работы свою часть, Оньяте на собственные средства полностью снарядил королевскую экспедицию, а также оплатил за изготовление и доставку всех необходимых орудий и приспособлений.
На все сборы понадобилось несколько лет, и только в 1598 году в конце января экспедиция выдвинулась в сторону севера. В состав экспедиции, которую возглавил Хуан Оньяте, входило около 160 человек, более 80 фургонов и стадо рогатого скота численностью 7 тысяч голов. Кто-то даже взял с собой вещи и остальных членов семьи, так как планировалось, что по пути будут основываться отдельные колонии и миссии. Так и произошло: первой была основана миссия Сан-Габриель (теперь она располагается в черте города Санта-Фе), которая послужила для Оньяне «базой» и местом для его последующих действий.
Однажды Оньяте узнал, что недалеко от селения Сан-Маркос имеются обширные залежи бирюзы и серебра, которые разрабатывают индейцы. Искать эти места оправился капитан Маркос Фарфан, которого сопровождали индейцы-проводники. Как потом рассказывал Хуан Оньяте, им удалось найти шахту, в которой была синяя, коричневая, зеленая и черная руды. Синюю руду Хуан принял за бирюзу, потому что она была чересчур яркой. Однако оказалось, что это серебро лучшей пробы. В руде, найденной в шахте, содержалось 11 унций желтого и белого металлов. История поисков «Шахты шахт» на этом была закончена…
Почти на протяжении столетия Эль-Мина дель Тиро была для королевской казны источником серебра и золота. Тот факт, что в шахте из-за очень тяжелых и опасных условий труда гибло много индейцев-горняков, особо никого не беспокоил. Лишь после большого обвала, случившегося в шахте в 1680 году, унесшего жизнь более 100 рабочих, шахта перестала быть для испанцев бездонной нишей: ее просто не стало. Восставшие индейцы то ли затопили ее, то ли взорвали, но испанцам не удалось потом найти шахту. Так и осталось в ней огромное количества серебра и самая богатейшая жила.
До сих пор загадка Эль-Мина дель Тиро остается неразгаданной…Но кто знает, может кому-то удастся найти разгадку среди больших груд камней где-то в окрестностях селения Серильос.
Комментарии