Европейские мысли и российские деньги

На модерации Отложенный

Полезно слушать другую сторону, даже если это грантосос от фонда Карнеги в младоевропейском изводе. Когда эти партнёры от идеологем отходят, и логику включают, они, порой, правильные вещи говорят. Пусть даже и преследуя свои интересы. Итак, политолог, внештатный эксперт Фонда Карнеги из Словакии Балаш Ярабик:

«Россия не намерена аннексировать Беларусь. Они просто, и уже не первый раз, меняют подход к Беларуси. Я считаю, что цель сегодняшнего подхода — платить меньше Беларуси. Россия больше не хочет продолжать выдавать Беларуси субсидии через нефть и газ. Такое уже было — в 2006 году. Поэтому здесь ничего нового. Новое только то, что сейчас российская сторона пользуется термином "интеграция в рамках Союзного государства". И заявления из Москвы звучат так: "Сначала интеграция, а потом деньги!" Делают они так потому, что в Москве прекрасно понимают: Беларусь интегрироваться не желает. А значит, и денег никаких не будет. Я считаю, что это всё делается в рамках подготовки России к следующему глобальному экономическому кризису, который, по мнению многих экспертов, неизбежен".

«Такая подготовка в России к экономическому кризису началась, говорит собеседник Еврорадио, несколько лет назад. Сейчас в России у власти "фискальные консерваторы", которые поставили страну в режим экономии. А аннексия Беларуси для такого режима не нужна, так как влечёт за собой лишь ещё большие потери — они станут результатом новых западных санкций против России, если такая аннексия произойдёт, убеждён Ярабик». 

Рассмотрим фигуранта. «Балаш Ярабик (Balázs Jarábik), политолог, внештатный эксперт Фонда Карнеги. Во время учебы в университете им. Коменского в Братиславе Балаш Ябарик был гражданским активистом, позже он стал одним из основателей в Братиславе международных проектов развития Фонда «Понтис» на Балканах и в Содружестве Независимых Государства. До прихода в Карнеги Балаш Ярабик был исследователем во FRIDE в Мадриде и старшим научным сотрудником в Институте Центральной Европы в Братиславе. Он также работал консультантом политических партий и организаций гражданского общества на Балканах и в странах СНГ, а также давал рекомендации широкому кругу международных, правительственных и парламентских институтов. Балаш Ярабик работал с Pact, Inc. в Киеве, был назначен руководителем проекта Pact в Вильнюсе. Балаш Ярабик занимается исследованием Восточной и Центральной Европы, уделяя особое внимание Украине». 

Вслух он вот что говорит: «в 2004 году, помимо работы на словацкие организации, я занялся несколькими дополнительными проектами. Одним из них была помощь в проведении экзит-полов для Gallup и International Republican Institute (IRI). Я немного помогал с проведением первого и, наверное, последнего неофициального экзит-пола в Беларуси. Это было во время референдума Лукашенко «о пожизненном сроке». Тогда официальными властями был озвучен результат в 84%, но результаты экзит-пола показали только 48% поддержку референдума. Это не понравилось нескольким людям и после этого у меня начались проблемы: у меня отобрали компьютер, когда я пересекал границу с Литвой и то, что в нем обнаружили, было интерпретировано властями Беларуси как агентурная база. Меня сочли американским шпионом, готовящим революцию — хотя на самом деле я просто пытался помочь беларусам обеспечить свободные выборы в их стране…

…российские СМИ будут писать «Мы потеряли Белоруссию»… Но ведь они и сейчас это пишут! Пока что балансирование Минска между… даже не между, а с Евросоюзом в стратегическом партнёрстве, работает. Почему? Беларусь — единственная страна в мире, кто успешно продаёт России свою любовь. Россию никто не любит. Кроме Беларуси… Насколько сильно Беларусь действительно любит Россию — вопрос. Но беларусы свою любовь к России очень эффективно продают.

— Мы любим Россию ровно настолько, насколько она готова за эту любовь заплатить.
— Между Беларусью и Россией происходит примерно вот такой диалог:
— Вы только посмотрите, мы ваши последние союзники! Мы ваш последний лояльный партнёр!
— А что вы хотите взамен?
— Подпишите, пожалуйста, вот этот чек на кредит…
Но ведь так не делает больше никто в мире. Конечно, на Западе на такие действия Беларуси смотрят не очень хорошо. Там говорят, что оккупация Беларуси Россией — это только вопрос времени. Но пока этого не случилось, все продолжают business as usual. Я думаю, что было бы очень интересно проанализировать, как с уменьшением российской «ренты» Беларусь балансирует и меняет свои подходы к дружбе — например, углубляя сотрудничество с Китаем. Но даже несмотря на это важно помнить о географии…

Просто вы больше не видите в Лукашенко «последнего диктатора Европы» после украинской кампании Владимира Путина. Это не значит, что имидж Лукашенко изменился на Западе — он остаётся таким же, каким был раньше. Я не думаю, что Запад будет акцептировать Лукашенко. Это могут сделать формально, потому что в Европе вынуждены общаться с ним. Диалог с Лукашенко идёт не потому, что в Евросоюзе этого сильно хотят. Они просто вынуждены это делать, хотя и хотели бы придерживаться более «моральной» позиции… 

Его готовы принять только формально. Европейцы ведут борьбу между сохранением лица (из-за неэффективной политики предыдущих лет) и ценностью своих внешнеполитических целей. Отсюда и личное приглашение на саммит «Восточного партнёрства»: это совершенно логический шаг на фоне существующего диалога с Европой. Кроме того, это и признание заслуг Лукашенко перед Украиной в рамках «Минского процесса». Но даже это позволяет только ограниченную и весьма символическую степень признания Лукашенко. В этом смысле Евросоюз немного эгоистичный партнёр, который как бы заявляет Лукашенко и Беларуси «вы должны были выбрать нас, а не Россию, но вы пожалеете, что этого не сделали». Это не партнёрство. Просто Лукашенко однажды решили не любить. А такое решение сложно изменить быстро…

Изменения со стороны беларусского государства в диалоге с европейцами очень заметны на примере МИД. Беларусский МИД — один из тех редких случаев в вашей стране, когда модернизация министерства очень удалась и привела к офигенным изменениям с точки зрения экономики и эффективности, в том числе на примере «Минского процесса». Диалог ЕС и Беларуси не разрывали даже после разгона акции 25 марта в этом году. МИД, наоборот, усиливал диалог и пытался объяснить, что произошло.
Белорусский МИД очень проактивен. Во время учений «Запад-2017» беларусы вели себя совсем не так, как россияне. Беларусы проинформировали и пригласили всех, кого следовало, они стремились к максимальной транспарентности. Даже в НАТО отметили, что со стороны Беларуси был совершенно особенный подход, который выгодно отличался от российского.

Это очень важно.

— А какие люди сейчас являются тремя главными драйверами перезагрузки двусторонних отношений ЕС и Беларуси — с каждой стороны?
— С европейской стороны это, несомненно, глава Представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин, Заместитель главы Генерального директората Еврокомиссии по Политике соседства (DG NEAR) Катарина Матернова, и руководитель отдела двусторонних отношений со странами Восточного партнерства Европейской службы внешних действий (EEAS) Дирк Шубель.
Со стороны Беларуси это, конечно, министр иностранных дел Владимир Макей, его заместитель Олег Кравченко и Представитель Беларуси при ОБСЕ и международных организациях в Вене, посол Елена Купчина. Это небольшая команда очень компетентных людей, которые хорошо понимают чего они хотят и знают как добиться своего. Это очень хорошая success story для Беларуси…

… я думаю, что среди «силовиков» наиболее пророссийским сейчас является министерство обороны. Поэтому очень важно, что во время учений «Запад-2017» эти люди увидели российские провокации и были в замешательстве. Именно такие мелкие провокации меняют настроения и отношение людей…

Запад изменил политический подход к Беларуси и теперь они ожидают, что Беларусь тоже изменит подход к донорским организациям и их партнерам в Беларуси… И если ситуация в регионе изменилась и Лукашенко уже не единственный диктатор Европы — то зачем давать деньги его оппонентам?... В Беларуси у доноров по-прежнему нет хорошо налаженного диалога с государством, но запад удовлетворяется даже тем, что если с Беларусью подписывается договор — он выполняется». 

5. копеек. К слову, интервью довольно интересное. Комплементарное для Лукашенко, возвеличивающее Макея. С наездами на белорусские министерства обороны и внутренних дел. А Лукашенко уже этих самых министров поменял. 

Отдельно порадовали некие мелкие провокации россиян на учениях. Тут я засомневался даже как-то, поскольку сам в подобных участвовал, и там настолько российские войска изолированы от местного населения, что мама не горюй; там лукашенковская гвардия полигоны за неделю до дня Д закрывает даже от посторонних ёжиков; все как в огороженном загоне. Про выполнение РБ договорённостей с западными партнёрами тоже радует, потому как с РФ ни разу не так. 

Так что змагары могут веселиться – заграница ими сейчас довольна, Бацкой – в особенности. Одно меня смущает: вы полагаете, в Кремле не в курсе? И полагаете, что льготы-преференции будут по-прежнему, до кишени в прежнем виде?

Ребятушки, сей политолог ошибается в одном. Он полагает, что в имперской России есть только одна точка зрения, и некая царская морда её усиленно думает. Потому как морда та авторитарная, а Мордор – тупой. 

Обознатушки-перевратушки. Консенсусов есть несколько, один – что остопиздело бесцельно гроши тратить. На чьи-то лавирования в бурном политическом море – в том числе. Мы на войне не потому, что нам писец как хочется. Просто, когда каждый зарубежный утюг и паяльник транслируют эту мантру, что «Россия – враг» (кроме Вануату – там сёрфинг и сиеста), то надо, мать их боком, подготовиться. В том числе и по поводу транспарентного для потенциального противника союзника – какие он ещё сольёт секреты. То есть как бы встаёт вопрос: как купировать угрозу имени Макея и поддерживающего его Лукашенко. То, что в Москве молчат – не значит то, что ничего не делают. 

Свою полную недоговороспособность Лукашенко демонстрирует с начала первой каденции Путина: «Пожалуй, первый звоночек, свидетельствующий о недовольстве нового руководства России белорусским лидером, можно отнести ко времени, когда петербургский пивоваренный гигант «Балтика» стал инвестировать белорусский завод «Крынiца». В обмен планировали получить контрольный пакет акций завода. Белорусские чиновники стали тянуть время, отговариваться изменением законодательства и говорить о невозможности продажи 51% акций и отсутствии окончательной цены продаваемого пакета. Вот тогда-то в спор хозяйствующих объектов вмешался сам Путин. В результате А.Лукашенко принял руководителя «Балтики» Теймураза Баллоева и заверил его под телекамеры, что…с «Балтикой» обойдутся по закону». У «Балтики» насколько в курсе, так ничего не вышло, и они плюнули на тот проект. 

Так вот, второй консенсус – это то, что всем известно: Лукашенко кинет. Хорошо, что дошло, пусть и с опозданием, но раньше, чем сей бросок через бедро сможет как-то повредить: к предателю спиной не поворачиваются. Особенно – к многоречивому предателю, у которого от слова «Россия» каждый ус занимает различное, но одинаково раздражённое положение. Соответственно – встаёт ещё вопрос: что стоят эти все переговоры. Не, пописеть – оно ведь офигенно славно. Особенно, если дипломатическим языком, в который, например, Лавров умеет: «будут созданы необходимые условия для рассмотрения возможности отмены принятых Россией мер предосторожности, включая запрет на авиаперевозки в Грузию». Это, камрады – талант, это – не вышиванку носить. Вроде положительно сказал, а, по сути – пошли нах. 

Так что финансирование пока приостановили. Чтобы разобраться – есть ли от него польза. И посмотреть на ужимки и прыжки, а также кто в какую сторону за помощью рванёт. И какую пользу можно извлечь. И как более эффективно угрозы от наличия «единственного союзника» элиминировать. Вот тут возможны некие сюрпризы. Не, каких-то денег дадут, и что-то там пообещают: народ, пусть разделённый, но один. Но немножечко, чтоб не борзел.


Россия, котятки, никого из лимитрофов потерять не может по определению. Потому как лимитрофские правительства антироссийские по сути. Прежде, чем дрочить на Финляндию, задумайтесь о пиздюлях, что ту Суоми в правильный меридиан приводили. И сейчас периодически воспитывают: «За 5 лет санкций против РФ промышленности Финляндии сильно досталось. Впрочем, с отраслью сельского хозяйства всё ещё хуже. За этот период в скандинавской стране закрылось целых 6 тысяч предприятий (в основном те, что связаны с производством молочной продукции)». Заметьте – и никому них-я не страшно, вступит Финляндия в НАТО или нет. Кроме Финляндии. А что там на россиян обзываются – так лично мне то пох. На россиян все опестдюленные обзываются. Судьба у них печальная такая. 

Из практики семейной психологии известно: любая шалава, снимаемая с довольствия, как и изгоняемый из дома алкоголик, истошно орёт на три темы: непонимание её/его тонкой натуры, многолетние обиды и самолюбию урон, а также «пожалеешь – будет поздно». Ни один адекватный супруг ещё не жалел. 

Сектам Свидетелей Утраты Россией Охуенных Союзников – на заметку.