Красные террористы. Михаил Кедров
На модерации
Отложенный
Кедров Михаил Сергеевич
родился 12 февраля 1878г. в весьма обеспеченной семье нотариуса. Помимо классической гимназии, он окончил консерваторию по классу рояля. В 1897 году поступил на Юридический факультет Московского университета, который не окончил, будучи исключён в 1899 году за революционную деятельность. В 1900—1902 годах учился в Демидовском юридическом лицее (Ярославль), откуда тоже был исключен "за проведение антиправительственной сходки студентов". В 1901 году вступил в РСДРП, большевик. Свою часть отцовского наследства (около 100 тысяч рублей золотом) передал партии. Женился на Ольге Дидрикиль, которая родила ему сына Бонифатия — будущего учёного. Сестра Ольги Дидрикиль Нина была женой видного красного революционера Н. И. Подвойского (он учился в Демидовском лицее в одно время с Кедровым).
Работал в Нижегородской, Ярославской, Симферопольской организациях РСДРП. В начале 1903 года был отправлен в административную ссылку в Вологодскую губернию. В 1904 году участвовал в подкопе в Таганскую тюрьму. В период попытки государственного вооруженного переворота в 1905 года организовывал боевиков РСДРП в Костроме, а также занимался снабжением их оружием.
Далее был агентом ЦК РСДРП по распространению партийной литературы. Руководил петербургским книжным издательством «Зерно», в котором печатал работы В. И. Ленина. Был арестован и немногим более двух лет провёл в тюрьме.
В 1912 году эмигрировал в Швейцарию. Осев в Берне, Кедров сразу включился в работу эмигрантской большевистской организации и близко сошелся с Лениным, которого на партийных вечеринках он персонально развлекал игрой на фортепиано. Дела партийные Кедров сочетал с учебой на медицинском факультете, который успешно окончил в 1915 году, получив диплом врача. Здесь же в эмиграции у Кедрова стали проявляться первые признаки психического заболевания, имевшего, видимо, наследственный характер, т.к. старший брат Кедрова закончил свою жизнь в костромском сумасшедшем доме. Помешательство самого Кедрова произошло на почве научных изысканий, принявших весьма странную форму. Рассчитав на основании одному ему известных «научных соображений» количество калорий, необходимых человеческому организму в день, он заставлял своих детей питаться строго по установленной «норме», жестоко наказывая их за попытки ее превысить. Фактически Кедров сознательно морил детей голодом, что привело к скандалам и разрыву с женой, пытавшейся помешать Кедрову проводить его садистские «эксперименты».
В 1916 году по заданию ЦК вернулся в Россию, под видом врача вел подрывную работу на Кавказском фронте, развернул среди раненых солдат бурную пораженческую агитацию в духе ленинских установок «превращения войны империалистической в войну гражданскую».
В марте-апреле 1917 года председатель Совета в Шерифхане (северная Персия). С мая 1917 года член Военной организации при ЦК РСДРП(б) и Всероссийского бюро большевистских организаций в Петрограде, редактор газеты «Солдатская правда». Организовал создание газет «Рабочий и солдат», «Солдат», которые вели пропаганду революции.
С ноября 1917 года член коллегии Наркомата по военным делам РСФСР, комиссар по демобилизации Русской армии в период Первой Мировой войны. В августе-сентябре 1918 года командующий войсками Северо-Восточного участка отрядов завесы.
С сентября 1918 года начальник Военного отдела ВЧК. После того как в декабре 1918 года Военный контроль и Военный отдел ВЧК были объединены в Особый отдел ВЧК — начальник Особого отдела. 1 января 1919 года Кедров издал приказ, в котором сообщалось о создании Особого отдела. Приказ предписывал объединить повсеместно органы Военного контроля и военные отделы ЧК и образовать особые отделы фронтов, армий, военных округов и губерний.
Наркомвоенмор Троцкий оценил способности Кедрова «действовать по-большевицки» и в июне 1918 г. назначил его командующим Северным фронтом. Летом 1918 года, еще до официального объявления большевиками политики "красного террора", на Русском Севере начались массовые казни и расправы, и кровь полилась потоками. Точное количество уничтоженных по приказам Кедрова до сих пор трудно установить, ведь никакого учета не велось. Проживавший в то время на Севере известный русский социолог Питирим Сорокин впоследствии писал: «Большевистский комиссар Кедров казнил людей сотнями и даже тысячами. Свои жертвы коммунисты расстреливали, топили или забивали до смерти».
В Вологде, которую Кедров избрал своей «резиденцией», за «участие в контрреволюционной деятельности» им было арестовано свыше 2000 человек.
Каждый десятый из арестованных был расстрелян. Знаменитый впоследствии сталинский узник Варлам Шаламов проживал в это время в Вологде, в своих воспоминаниях он писал: "Я никогда не учил химию… В 1918 году в Вологду приехал начальник Северного фронта М. С. Кедров. Первым его распоряжением по укреплению фронта и тыла был расстрел заложников. Двести человек было расстреляно в Вологде, городе, где население шестнадцать тысяч человек… Наш преподаватель химии Соколов был расстрелян среди этих заложников. Вот почему я никогда не учил химии."
В 1919 году по Вологодской губернии курсировал карательный поезд. Он останавливался на каждой станции, отряды красных латышей и матросов приступали к «военно-революционной ревизии», в результате которой сотни людей арестовывали, большинство из них без суда и следствия расстреливали на месте.
В Архангельске Кедров сажает на баржу 1200 офицеров и затапливает ее, а пытающихся спастись расстреливает из пулеметов. В Холмогорах был организован концлагерь, где в первый же год только от холода и болезней погибло около 8000 человек. 5 апреля 1921 года председатель Архангельской ГубЧК Зиновий Кацнельсон сообщил в ВЧК, что "...холмогорский лагерь был организован Кедровым, повторяю Кедровым, секретно исключительно для массовой ликвидации белого офицерства… Заключенных там не было и привозились лишь для ликвидации и никуда оттуда не распределялись."
Историку Волкову С.В. удалось установить некоторые подробности массового уничтожения русского офицерства в лагерях, основанных Кедровым на Севере. Например, в июне 1920 г. офицеры, содержавшиеся в Покровском лагере (1092 чел.), были отправлены на Север и там уничтожены. Везде на занятых после отхода белых войск территориях применялся один и тот же прием: объявлялась регистрация офицеров, после чего явившихся тут же арестовывали и отправляли в лагеря (преимущественно на Север — в архангельские), где их постепенно расстреливали. Большой поток офицеров проследовал на Север после занятия большевиками Грузии в 1921 г. Туда же была отправлена большая партия офицеров через два месяца после возвращения в декабре 1924 г. из эмиграции в Киев. Из длинного списка офицеров, отправленных на Север, никогда нельзя было найти следов дальнейшего местопребывания ни одного. В частных беседах представители ЧК откровенно говорили, что их нет уже в живых. Такой же прием был применен и в отношении офицеров Балтийского флота в Петрограде, в частности, 22 августа 1921 г.
Кедров фактически создал первый российский Гулаг, еще при Ленине. Он осуществлял ленинскую политику «красного террора» в Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях и Карелии. Именно Кедровым были созданы концлагеря в Архангельске, Вологде, Котласе, Лодейном Поле, Нарьян-Маре, Соль-Вычегодске, Ухте и Холмогорах.
В 1921—1924 годах уполномоченный Совета Труда и Обороны по рыбной промышленности Южного Каспия и уполномоченный ВЧК по Каспию. С 1924 года работал в ВСНХ и Наркомате здравоохранения.
В 1926—1927 годах младший помощник прокурора Отдельной военной прокуратуры Верховного суда СССР. В 1928 году возглавлял оргкомитет Всесоюзной Спартакиады 1928 года. В 1931—1934 годах член президиума Госплана СССР. С 1934 года директор Военно-санитарного института. В 1936—1937 годах старший научный сотрудник Нейрохирургического института.
М. С. Кедров был арестован в апреле 1939 года. Долго содержался в Лефортовской тюрьме НКВД. На суде 9 июля 1941 года Военной коллегией Верховного суда СССР в составе председательствующего диввоенюриста М. Г. Романычева, военюриста I ранга А. А. Чепцова, В. В. Буканова он был оправдан. Несмотря на оправдательный приговор, Л. П. Берия дал личное указание не выпускать Кедрова из тюрьмы. 27 октября 1941 Кедров вместе с другими арестованными был вывезен в посёлок Барбыш Куйбышевской области и 28 октября 1941 года там расстрелян.
Крест на месте большевицкого концлагеря в Холмогорах
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/...
Организатор концлагерей и палач Севера http://www.solovki.ca/camp_20/...
Страна должна знать своих "героев" https://via-midgard.com/news/s...
Доктор исторических наук Волков С.В. «Трагедия русского офицерства» М., 1999, 382 с.
Комментарии