Гегель как "неизвестная планета"

На модерации Отложенный

14 июля 2019 утром мне довелось послушать на Радио России программу «Неизвестная планета» которую обычно заносит в мистику и в которой выступал доктор юридических наук, руководитель клуба «Международное право» Игорь Зенкин на тему «Мы диалектику учили не по Гегелю». Мне кажется он провёл некую подгонку философии Гегеля под заданную релгиозную идеологему, расхваливая гегелевскую гениальность и повторяя что Гегель своей диалектикой выразил «законы Бога». Пора бы перестать поклоняться Гегелю и усвоить, что Гегель (как, впрочем и Маркс, см С. Кара-Мурза «Маркс против русской революции») были ярыми русофобами. Фихте прямо сказал: «Германский народ избран Провидением дабы занять высшее место а истории Вселенной» ( Какое космическое невежество!) А Гегель писал «Немцы ведут остальной мир к славным вершинам принудительной культуры». Не Ницше, а скорее Гегель был предшественником германского нацизма и гитлеровской НСДАП, - Национал-социалистической рабочей партии Германии. (Не путать с фашизмом Муссолини, фашио – означает связка, веник, единый пучок основных сословий и слоёв общества который Муссолини хотел связвть воедино и направить на благо всего народа и государства, партия его потому и называлась фашистской). Гегель считал славянские народы в отличие от высшей арийской нации рабскими, неполноценными, «неисторическими нациями». (Слово «slave» означает «раб»). Гегель был протестантом, а в этой христианской религии нет «рабов божьих», а есть дети божьи! И «богоизбранность» является лишь знаком «спасения» для тех, кто успешен в земных делах в упорном труде и добросовестном поведении. Эта религия распространилась в Европе, а позже в США и способствовала экономическому развитию стран. Курс лекций по философии религии Гегель читал несколько лет в Берлине, а его «Философия религии» на русском языке была опубликована в СССР только к 1977 году. Теперь по порядку: Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – немецкий спекулятивный метафизик и создатель идеалистической диалектики (о его биографии можете погуглить) утверждал, что мышление тождественно бытию, что целое - это Абсолют, и он духовен. Он убежден в нереальности и неистинности единичного, отдельные вещи существуют лишь постольку, поскольку они являются стороной целого. В синтезе собственного становления дух «отчуждает», порождает «своё иное» – материю. Развиваясь, материя порождает мыслящего человека. Человеческое сознание развиваясь воспроизводит стадии самопознания «мирового духа», и «восходит от абстрактного к конкретному», к «истинному тождеству бытия и мышления». Каждая предыдущая ступень «отрицается» последующей и содержит в себе предшествующие стадии в «снятом» виде. "История философии должна быть сравниваема не с галереей человеческих заблуждений, а с пантеоном божественных образов». Потому что философия есть процесс самопознания Абсолютного духа, причем вершиной философии является именно его, гегелевская философия.! Дальше – больше: Дух абсолютен в том смысле, что о нём абсолютно нечего сказать. «В своей истине разум есть дух… он есть рассудочный разум или разумный рассудок». «Дух» выше разума и рассудка. Гегель считал философию «духовной квинтэссенцией эпохи», поскольку «философия есть эпоха, схваченная в мысли», с чем можно было бы согласиться, если бы он не подразумевал под философией самопознание Абсолютного Духа, а под эпохой – ступень развития этого духа, где "мышление тождественно бытию". Исток и тайну» своей философии Гегель изложил в ранней (1807 год) работе «Феноменология духа». «Логика» Гегеля распадается на учение о Бытии, о Сущности и о Понятии. Каждый раздел состоит из триады: Бытие – Ничто – Становление. Гегель в своей Логике пишет вовсе не о логике, а о трёх законах своей диалектики. Цель всего процесса развития Духа - достижение Абсолютной Истины. Когда Гегель говорит: «Все действительное разумно, а все разумное – действительно» он имеет в виду развитие мирового духа, а вовсе не оправдание всех событий как иногда думают. Ступени развития обусловлены его схемой, каждая ступень закономерна, оправдана Абсолютом и в этом смысле разумна: «Кишение произвола – мнимость, это есть свободное шествие мирового духа, и для достижения Истины он делает чудовищные затраты возникающих и гибнущих человеческих сил: он достаточно богат для такой затраты, у него достаточно народов и индивидуальностей». Фантастический мир Гегеля распадается на чувственный и сверхчувственный, который есть «покоящееся царство законов» (!) С помощью постулата о тождестве бытия и мышления Гегель напрасно пытается взломать кантовскую «вещь в себе». Итак, целое это абсолют, он духовен. «Абсолют есть чистое бытие», но без качеств он есть ничто, небытие. «Единство бытия и небытия есть становление». Мистическим образом рождается триада: бытие (тезис), ничто (антитезис) и становление (синтез). Содержание триады разъясняется так: «противоречие снимает себя само через себя», «основание есть в самой себе сущая сущность», “сущность светится в самой себе видимостью” и т. п. ( См. Гегель. Наука логики. - Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т.1. С.269 ). Вы что нибудь поняли из этого бредового набора высокопарных слов? Обескураживает неопределенность терминов “имманентная пульсация самодвижения”, “доведенные до заострения противоречия”, “чистая сущность”, “погружение в основание” и т.п. шарлатанство. Гегель думает, что в своем саморазвитии абсолютный дух почему-то в лице его философии приходит к осознанию самого себя, охватывает «все определения в их единстве» и получает результат, который, как он «скромно» пишет «известен мне, потому что я уже знаю целое». В самом деле, зачем что-то исследовать, если, с помощью спекулятивного умозрения можно придумать «целое»! Биограф Гегеля вполне заслуженно назвал его «существом удивительно самодовольным». Гегель оправдывает все исторические события, все войны, все страдания и катастрофы, гулаги и освенцимы. Поступь мирового духа перемалывает судьбы миллионов. «Целое есть движущее проникновение индивидуальности и всеобщего». Существует заданная «поступь истории», которая идущего ведёт, а сопротивляющегося тащит. Поэтому Гегель - лютый враг открытого демократического общества. По мнению Гегеля «Религия – та форма сознания, в которой истина доступна всем людям, какова бы ни была степень их образования». Потому она и удобна правителям. Но причем тут «истина»? По его мнению философия тождественна религии, а религия якобы есть область абсолютной истины. (Религиозная вера, заметим, никакого отношения к знанию не имеет) А по Гегелю и философия есть постижение абсолютного, «познание немирского».

И вот такой бред выдаётся за философскую мудрость!!! . Почему? Потому что это заявление человека, мнящего, что он стоит на вершине абсолютного знания и «обладает истиной» потому что история философии есть путь к Истине, на котором ни одна философская система не исчезает бесследно, а «сова Минервы (то есть мудрость) вылетает вечером». Поэтому он думает что именно в его философии заключена мудрость предыдущих поколений, он думает что вершина достигнута и в прусском государстве воплотилось совершенство государственного устройства. (- Лизнул так лизнул !) Гегель сформулировал т.н. «законы диалектики»: закон единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. В философии марксизма им пытались придать материалистическую интерпретацию. Центральное место занимала категория противоречия как раздвоение единого и единство противоположностей в понятии. Обратите внимание: в понятии! Для Гегеля понятие и есть бытие! Так, разрабатывая вымученную диалектику, Гегель создаёт жесткую метафизическую схему. Энгельс совершенно верно отмечает: «Все эти три закона были развиты Гегелем на его идеалистический манер. Законы эти он не выводит из природы и истории, а навязывает последним свыше. Отсюда и вытекает вся вымученная и часто ужасная конструкция; мир – хочет он того или нет – должен сообразоваться с логической схемой, которая сама является лишь продуктом определенной ступени развития человеческого мышления». Может в сфере естественнонаучного мышления гегелевская диалектическая «логика» может заменить «бесплодную» формальную? Каково же представление Гегеля о природе? В книге «Философия природы» читаем: «Звук есть смена специфической внеположности материальных частей и её отрицания, - он есть только абстракция или, так сказать, только идеальная идеальность этой специфичности...» (§ 302). Вы что-нибудь поняли? И далее: «электричество – это собственный гнев, собственное бушевание тела, его гневная самость, которая проявляется в каждом теле когда его раздражают». Комментарии излишни. Дальше лучше не ломайте свою голову об гегелевскую. В 1812 и 1816 годах он издал ещё два тома с названием «Наука логики». Но ни науки, ни логики там нет. Это ступени становления абсолютного духа, по которым поднимается Истина как «согласие некоторого содержания с самим собой», а понятие понимается как «единство бытия и сущности». Значение формальной логики признаётся лишь на низшем, рассудочном уровне мыслительной деятельности. Будучи незнакомым с уже развивающейся в те годы математической логикой Гегель демонстрирует и своё непонимание Аристотеля, отождествляя законы логики с метафизикой, понимаемой как противоположность диалектике. Он полагает, что закон тождества в фомальной логике гласит «всё тождественно с собою», сводя его к мнемонической формуле А = А, что якобы отрицает развитие. Он делает чучело, а потом с ним же и борется. Ведь в формальной логике речь идёт о требовании употреблять термин в одном рассуждении в одном и том же значении, только и всего. Несостоятельна и его критика закона логики, запрещающего противоречия в суждениях. Формальная логика запрещает противоречие в одном рассуждении в одном и том же смысле. Это значит что реальные разнонаправленные действия, тенденции или события следует описывать логически непротиворечиво, только и всего. Гегель пытается изгнать формальную логику из области разума, допуская её лишь для рассудка домохозяки «в четырёх стенах». И сам же допускает логические ошибки: «здесь бессмысленная непоследовательность и начальственное разумение Гегеля становятся прямо-таки отвратительными». /Маркс К. Энгельс Ф. Соч., Т.1, С. 614./ В 1817 г. Гегель издал «Энциклопедию философских наук», в которой излагал краткую версию предыдущего двухтомника. За текстом двухтомника закрепилось название «Большая логика», за краткой версией - «Малая логика». Но на самом деле к логике эти приключения Духа отношения не имеют: Он пишет о том, что происходит восхождение Духа по ступеням осознания степени собственной универсальной свободы. А носителем и движущей силой исторического развития он полагал национальный дух, причем в каждую эпоху лишь одна нация выполняет миссию исторической и передовой. Славянские народы, как вы помните, он считал неполноценными, рабскими. «неисторическими». Фихте тоже утверждал, что «германский народ избран Провидением, дабы занять высшее место в истории Вселенной». Вершиной развития государственности по Гегелю является прусская монархия и именно тевтонцы ведут мир к славным вершинам культуры: «Германский дух есть дух нового мира, цель которого заключается в осуществлении абсолютной истины как бесконечного осуществления свободы» А свободу он понимает как право подчиняться необходимости. По Гегелю «Государство есть Божественная идея как она существует на земле», оно есть ступень развития абсолютного духа. Граждане существуют для государства, а не наоборот, как думал Кант и многие философы эпохи просвещения, к которым я причисляю и Канта. Гегель же пишет: «Государство не подчиняется обычным моральным законам». Шопенгауэр позже заметил: «Если вы когда-либо собирались отупить ум молодого человека и сделать его мозги неспособными к какой-либо мысли вообще, то вы не смогли бы сделать это лучше, чем дать ему почитать Гегеля». Ну что же, молодые люди, возьмите да почитайте, если голова не опухнет. Ощутите: «Государство как действительность субстанциальной воли, которой оно обладает в возведенном в свою всеобщность особенном самосознании, есть в себе и для себя разумное. Это субстанциальное единство есть абсолютная, неподвижная самоцель, в которой свобода достигает своего высшего права, и эта самоцель обладает высшим правом по отношению к единичным людям, чья высшая обязанность состоит в том, чтобы быть членами государства». (Г. Гегель. Философия права. М., Мысль, 1990. С. 279). Только и остается сказать: «единица – вздор, единица – ноль»... Презрение к индивидуальности и высшее право у государства. Верноподданическая позиция Гегеля помогла ему стать пожизненным ректором Берлинского университета. Сторонник тоталитарного государства и «нового племенного духа», он считал войны неизбежными и полезными, так как они «помогают понять суету вещей и благ». Гегель говорил о превосходстве германского духа. Но поражение в Первой мировой и грабительский Версальский мир действительно настолько унизил Геманию, что не удивителен приход Гитлера к власти в результате демократических выборов. Германия видела своих врагов в лице международного финансового капитала и жаждала восстановления целостности немецкого мира, жаждала Третьего Рейха. Как ни относиться к Гегелю одно бесспорно: разобравшись в его философии и её печальных последствиях можно лучше понять трудности эволюции человечества.