Ювелирное искусcтво Дагестана.

На всемирных выставках ювелирные работы мастеров Дагестана награждались только золотыми медалями.   Ювелирное искусство Дагестана всегда отличалось самобытностью и высокими художественными качествами. Работу народных мастеров европейские путешественники нередко сравнивали с произведениями немецких и итальянских ювелиров средневековья. Недаром, произведения, созданные дагестанскими златокузнецами, хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом.


В целом дагестанское ювелирное искусство - явление крайне пестрое и разнообразное. Это обусловлено этнической дробностью Дагестана, а следовательно, разнообразием традиционного женского костюма и наличием множества центров изготовления ювелирных изделий, что породило большое количество художественных школ.
Кроме того, дагестанские мастера использовали практически все ювелирные техники, причем, большинство из них имеют местное и очень древнее происхождение (литье, штамп, ковка, зернь, гравировка). Другие техники (насечка, чернение) появились позднее. Нередко украшения декорировались драгоценными и полудрагоценными камнями (альмандинами, бирюзой, сердоликом, кораллами, гелиотропом), а также вставками из стекла и пасты.
Поражает разнообразие типов и форм женских украшений, которые можно подразделить на головные (височные серьги, бляхи, платочные цепи), наручные (кольца, браслеты), нагрудные (ожерелья, мониста, амулетницы, подвески, застежки пряжки, пуговицы), поясные (пояса, пряжки).


Среди этого великолепия имеются украшения, характерные как для всего кавказского региона с незначительными местными различиями (филигранные пояса и пряжки, серьги-лунницы, нагрудные застежки), так и типичные только для Дагестана или для одной из дагестанских наций. Иногда же встречаются узко локальные вещи, бытующие в одном или нескольких селениях (гидатлинские украшения на чохто, ругуджинский головной убор "маргъал", кубачинские свадебные браслеты и т.п.). Данное явление связано с этнической дробностью Дагестана и порожденным ею многообразием культурно-художественных традиций.
Уже в средневековом Дагестане существовало несколько крупных центров металлообработки, специализирующихся в основном на изготовлении художественного оружия и медной бытовой утвари (Кубачи, Гоцатль, Кази-Кумух). Здесь же изготовляли и женские украшения. Однако, во многих селениях имелось два-три мастера, занимавшихся ювелирным делом в свободное от полевых работ время, выполняя заказы женщин своего и близлежащих сел.





В конце 19 в. после присоединения Дагестана к России начинается массовый отход дагестанских мастеров в города и селения Закавказья, Северного Кавказа, юга России. На ассортимент, форму и декор выпускаемой ими ювелирной продукции начинает влиять механизм моды. Наиболее популярным видом украшений в это время становятся серебряные филигранные пояса и пряжки т.н. северокавказского типа, а также нагрудные филигранные пряжки для кабалая - унифицированного кавказского типа платья.
В целом, для ювелирного искусства этого периода характерна эклектика, проникновение новых образцов и орнаментальных мотивов, тенденция к смешению различных техник и орнаментальная перегруженность. В это время фиксируется широкое использование штампа, матриц, клише и других способов ускорения производственного процесса, что вело к снижению качества.

Чтобы создать совершенное изделие,надо положить на наковальню кусок металла, душу творца и терпение кузнеца. (дагестанская поговорка).

 

Дагестанское клинковое оружие по праву считалось лучшим как по боевым качествам, так и по великолепной отделке. Местные оружейники снабжали им не только Страну гор, но и весь Северный Кавказ. Впрочем, и за его пределами об искусстве наших мастеров знали не понаслышке.Изготовлением холодного оружия занимались по всему Дагестану, практически в каждом селе были свои мастера-оружейники, а в некоторых селах этот промысел стал основным занятием всех жителей.

Среди наиболее известных оружейных центров можно выделить Амузги, Кубачи, Гоцатль, Кази-Кумух, Унцукуль и Казанище. Традиционное кавказское оружие с коротким клинком — кинжал, использовался и как оружие, и как предмет домашнего обихода для различных хозяйственных нужд.Дагестанские сабли испытали большое влияние иранского оружия, на них, кстати, довольно часто можно встретить иранские клинки, идентифицировать которые, в общем-то, несложно: на них, практически, не встречаются долы и они, обычно, из булатной стали. Впрочем, и дагестанские мастера умели не хуже персов варить булат. Очень часто клинки украшены картушами с надписями на арабском и персидском, а иногда и на местных языках, с цитатами из Корана, разнообразными изречениями и т. д. Бывает, что надписи, выполненные травлением, покрывают всю поверхность клинка. Рукояти дагестанских сабель тоже по форме близки к иpaнским, только у них головки, чаще всего, выполнены в виде раскрытой пасти животного, и головку с крестовиною соединяет цепочка. Ножны дагестанских сабель бывают двух типов: обклеенные кожей с тремя металлическими деталями прибора, или сплошь металлические. Надо отметить, что наши сабли почти всегда богато украшены золотой или серебряной насечкой, а если их рукоять и ножны выполнены из серебра, то — глубокой гравировкой с чернью.  Для кубачинских шашек более характерными были сплошь металлические ножны, богато украшенные насечкой или резьбой, а иногда и инкрустированными золотом вставками из слоновой кости. Дагестанские кинжалы по праву считаются лучшими на Кавказе и высоко ценятся за его пределами как за изящество своей конструкции, так и за великолепную отделку. Они имеют исключительно благоприятное соотношение длины клинка с его шириной и с размерами рукояти. Клинки обычно изготавливаются по так называемому лезгинскому образцy — однодольные, когда глубокий дол с правой стороны расположен несколько выше, чем дол на левой стороне. Делаются клинки и с большим количеством долов — до четырех с каждой стороны, или без них — с ребром по центру. Рукояти дагестанских кинжалов разнообразны, но преобладают кинжалы со слегка удлиненной и закругленной головкой. В начале ХХ века появилось много рукоятей с фигурными головками в виде пальметты с тремя лепестками, или в виде пятилепестковой розетки. Рукояти скреплены с клинком двумя или тремя заклепками с железными, серебряными шляпками полусферической или конической формы. 



В Кубачи изготавливали как холодное, так и огнестрельное оружие. Ружья и пистолеты кубачинцы делали в кооперации с мастерами Харбука, которые изготавливали стволы, в Кубачи же делались замки, шла окончательная сборка и отделка. Кубачинские ружья и пистолеты в XVII начале XIX века очень высоко ценились за свои боевые качества и великолепную отделку, но с началом Кавказской войны их огневые достоинства стали постепенно падать, и они все больше превращались в парадно-декоративные. Ну а что касается клинкового оружия, то оно по-прежнему было безукоризненным: за сабли и шашки кубачинских мастеров платили от 200 до 300, а за кинжалы в среднем по 100 рублей — по тем временам немалые деньги. 

Наши мастера работали в Тифлисе, Баку, Новочеркасске, Грозном и других городах Северного Кавказа, но больше всего их было во Владикавказе, он стал своеобразной Меккой дагестанских отходников, некоторые вообще закрепились здесь и даже имели крупные мастерские.  Высокий спрос был и на казанищенские клинки, особенно работы Базалая. Под этим именем работала целая династия оружейников, но лучшими были ее основатель, выходец из Согратля, Уллу Базалай и его внук.