Дрезден был одним из наиболее разрушенных в течение всей Второй мировой войны городов, авиация союзников почти стёрла его с лица земли, не пощадив и музейных зданий. Впрочем, тут можно вспомнить и разрушенные Петергоф с Царским селом – война не разбирает жертв. Но тем радостней сознавать, что большинство экспонатов коллекций, пережив войну и нацистские идеологические чистки в хранилищах, снова представлены зрителю и не только тому, кто сумел добраться до Дрездена, но буквально любому – достаточно лишь выхода в интернет. Сайт собрания, хранящий множество коллекций самых разных областей: от живописи до нумизматики, от ювелирных изделий до скульптуры, от оружия до театральных кукол, рассказывает не просто художественную историю человечества, но его антропологически обоснованную тягу к созданию прекрасного в малом и великом.
Галерея новых мастеров
В основу этой галереи легли некоторые работы, принадлежавшие прежде Галерее старых мастеров, для которой во второй половине 19-го века было закуплено много современных картин. После Второй мировой войны, когда кончились тёмные века борьбы с «дегенеративным искусством» времён нацизма (за это время было утеряно более 50 полотен, в том числе картины Мунка и Бекмана) и возвращения картин, вывезенных после войны в СССР, коллекция приобрела современный вид.
Галерея новых мастеров располагается в дрезденском музее Альбертинум и представляет собой коллекцию более чем 2500 картин художников XIX и XX веков. Главными направлениями коллекции, представленными в хронологическом порядке, являются романтизм, импрессионизм (постимпрессионизм) и экспрессионизм. Первый представлен, например, знаменитым пейзажистом Фридрихом Каспаром Давидом, второй Эдгаром Дега и Полем Гогеном, третий Отто Диксом и так далее. Впрочем, есть здесь место и модерну в лице Густава Климта и авангардизму от Пауля Клее, вплоть до картин советского космонавта Леонова. Не обойдено вниманием и современное искусство, в первую очередь немецкое, которое только готовится стать классикой. Иными словами, любознательный зритель благодаря этой коллекции может познакомиться с самыми важными художественными течениями новой и новейшей истории человечества.
Танцоры 2, Эдгар Дега, около 1898
Пейзаж Вале, Людвиг Гельпке, 1957
Мегалитические могилы в снегу, Каспар Давид Фридрих, 1807
Две девушки (Парау Апи. Что нового?), Поль Гоген, 1892
Песчаная буря в ливийской пустыне, Макс Слевогт, 1914
Горка, Герхард Фриц Гензель, 1948
Буковый лес, Климт, Густав, около 1902
В Кумтлампеншайне, Осмар Шиндлер
Остра-Гехеге, Каспар Давид Фридрих,1832
Старость и молодость, Георг Люриг, конец 19 - начало 20 в.
Два кролика, Йозеф Хегенбарт, около 1935
Карп, овощи и фрукты, Тереза Рихтер,19 в.
Конная повозка в синем пейзаже, Вильгельм Рудольф, 1919
Над черным морем, Алексей Леонов, 1971
В трамвае, Йозеф Хегенбарт, после 1930
Вдова, Отто Нагель
Веймарский карнавал, Хорст Науманн,1928-1929
Гимнасты, Герхард Кейл,1939
Из городской книги, Пауль Клее, 1932
Освенцим, Альберт Хайнцингер, 1964
Портрет Манфреда фон Арденна, Герда Лепке, 1980-1981
Собор Василия Блаженного в Москве, Генрих Эмсен,1935
Физико-математический салон
«Потомок» немецкой кунсткамеры – физико-математический салон – представляет собой уникальное собрание приборов, математических, астрономических, оптических, геодезических и прочих, чей возраст колеблется от ста до пятисот и более лет. Всего же в коллекции более тысячи уникальных экспонатов техники: от примитивной, до практически современной нам.
Весы для проверки монет на обвес и фальшивость, карманный глобус, глобус Луны, сложнейшие теодолиты и телескопы, карманные солнечные часы, огромные зеркала для выплавки фарфора из песка, счётные машины (одна из которых принадлежала Паскалю) – вот лишь неполный список удивительных исторических артефактов, демонстрирующих движение человеческой мысли и развитие, вслед за ней, науки.
Земной шар, Функ фон Хартенштайн, Кристиан Бенедикт, 1785
Теодолит, T. Ertel & Sohn, Мюнхен, около 1850
Череп-часы, Даниил Хабрехт, 17 в.
Весы для монет с гирьками в футляре, Иоганн Петер Брасельман, около 1775
Карманный Земной шар и открытки-лепорелло, неизвестный, Нюрнберг, около 1830
Счетный автомат Rheinmetall, Германия, около 1930
Глобус Луны, Эрнст Фишер, 1864-1875
Конрад Мост, 16 в.
Складывающиеся солнечные часы,Чарльз Блуд, после 1650
Галерея старых мастеров
Известная также как Дрезденская картинная галерея, коллекция включает в себя около 750 картин классиков живописи, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая началом 18 века, собранных на протяжении двухсот пятидесяти лет монаршей фамилией Веттинов, правившей городами и госудаствами по всей Европе. Расположена в здании Дрезденской галереи при Цвингере.
Оплот классической живописи, в традиционной музейной обстановке сохраняющий дух уходящих веков, спрессованный в картинах, без ложной лести, величайших мастеров кисти, от Ренессанса до романтизма. Только перечисляя имена, можно составить этой коллекции большую рекламу, чем прибегая к помощи самых изощрённых маркетологов. «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, «Леда с лебедем» Питера Пауля Рубенса, «Портрет мальчика» Пинтуриккио! Не достаточно? Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт, Ян Вермеер, Альбрехт Дюрер… Возможно это не самое большое и даже не самое разнообразное собрание в мире, но буквально каждая вторая в нём картина – шедевр, предмет поклонения потомков и цитирования художниками всех эпох.
Охота на львов, Питер Пауль Рубенс,1617-1618
Вавилонская башня, Мартен ван Фалькенборх,1595
Леда и лебедь,Питер Пауль Рубенс,1598-1600
Натюрморт с обезьяной на стуле, Франс Снейдерс, 1579 - 1657
Джулио Карпиони, 1665-1670
Портрет мальчика, Пинтуриккьо, около 1480-1482
Сикстинская Мадонна, Рафаэль Санти, 1512-1513
Автопортрет в турецком костюме, Жан-Этьен Лиотар, около 1746
Цветы и животные, Рашель Рюйш,1685-1687
Христос с терновым венцом, Гвидо Рени, 1636-1637
Ганимед в лапах орла, Рембрандт Харменс ван Рейн, 1635
Король Гаити Генрих I, Неизвестный, 19 в.
Святая ночь, Карло Маратта,1656
Пан и Дафнис, Романо Джулио, 16 в.
Мартин Лютер, Лукас Кранах Старший,1532
Мария с ребенком на троне, Песеллино,1450
Зелёный свод
Под таинственным именем Зелёный свод скрывается не менее легендарная коллекция драгоценностей, принадлежащих периоду между Ренессансом и классицизмом. Название произошло от знаменитых малахитовых колонн хранилища, которые были восстановлены при недавней реставрации. Первые экспонаты коллекции принадлежали ещё местной кунсткамере, которую основали в далёком 1560 году. Многие из них, кстати – подарки августейшей фамилии от других европейских монархов. Позже, разделённая на направления, кунсткамера положила начало не только Зелёному своду, но и Оружейной палате, а также Физико-математическому салону. Располагается сейчас в Дрезденском дворце-резиденции.
Коллекции принадлежит более 4000 уникальных предметов из которых более 1100 – ювелирные изделия сложнейшей работы: от драгоценных зубочисток(!) второй половины 16 века до многосоставных ансамблей, где, скульптурные миниатюры, вроде Геракла и орла, обрамляют миниатюрный глобус тончайшей гравировки. Но помимо «стандартного» технического мастерства здесь можно встретить весьма необычные и современные на первый взгляд решения – фигурка человека с совиной головой, скелет в бархатном гробу или страусиное яйцо, вписанное в фигурку страуса – весьма концептуально, не так ли? Если не знать, что этим решениям 250, а то и 400 лет.
Скелет в гробу, Кристоф Людвиг Иоганн, 1743
Геракл с земным шаром, Элиас Руль, Йоханнес Шмидт, 1626-1629
Шут веселый с рогом, Карл Август Гэп, (17 в. - начало 18 в.)
Зубочистка с ручкой в виде воинской головы, Германия, 2-я половина 16 в.
Ложка, св. Георгий сражается с драконом, Германия, середина 17 века (до 1660 г.)
Похищение Прозерпины, Симон Трогер, 18 в.
Танцующие гномы, Кристиан Людвиг Иоганн, 18 в.
Страус, Элиас Гейер, 1589-1595
Шахматы, 1-я четверть 18-го в. или 1725-1728 гг.
Шут Веселый с головой совы, Карл Август Гэп, 17 - начало 18 в.
Гравюрный кабинет
Можно подумать, что галереи старых и новых мастеров являются жемчужиной коллекции Государственного художественного собрания Дрездена, но это не совсем так. Точнее, в музейном виде, вероятно, так и есть. Но онлайн-музей представляет для зрителя совсем иные возможности. И если разместить в обычном музее 750 работ старых мастеров представляется относительно возможным, то нечего и думать, чтобы выставить одновременно 515 000(!) работ графики, которые относятся к коллекции Гравюрного кабинета. И это тот редкий слуай, когда онлайн-архив может соревноваться с реальной экспозицией.
В колоссальной коллекции Гравюрного кабинета представлены собственно гравюры, а также рисунки, офорты, образцы литографии, акварели, иллюстрированные книги, журналы и фотографии. Среди местных авторов же не меньше великих имён: Дюрер, ван Эйк, Рембрандт, Пикассо, Фридрих, Микеланджело – все они известны своими «крупными» работами, однако не меньше удовольствие представляет наблюдать, как автор монументальных полотен (здесь нарочный лексический повтор) работал в своё удовольствие, как создавались наброски-настроения с натуры или готовились эскизы к тем самым полотнам, что впоследствии прославят самого художника.
Не менее интересными выглядят и работы малоизвестных или вовсе неизвестных мастеров, которые могут поразить и без громкого имени-сигнатуры автора. Карты земли и зарисовки для игральных карт, книжные иллюстрации и сложно-изящные буквы для алфавита, складывающиеся из тел людей и животных, газетные карикатуры середины прошлого века и изображения мифических животных из середины века пятнадцатого – перечисление можно вести бесконечно долго. Но, чем читать о блестящих образцах раритетной графики – лучше на них смотреть.
Чудесная свиноматка Ландсера, Альбрехт Дюрер,начало 16 в.
Борьба между горациями и тригеминорами, Франс Флорис, конец 16 в.
Вид на базилику Ватикана, раскидистый портик и площадь Пиранези, Джованни Баттиста, около 1773 года
неизвестный, Германия, 2-я половина 15 в.
Карта города Дрезден, Старый город и Нойштадт, с пригородами, 1825
Карикатура на свержение президента Гаити, Оноре Домье, 19 марта 1859
Memento Mori, Исраэль ван Мекенем младший 15 в.
Святого Антония мучают демоны, неизвестный, Германия, 15 в.
Старик с длинной бородой, смотрящий в сторону, Рембрандт Харменс ван Рейн, 1630
Стоящий воин с алебардой, Ян Госсарт, между 1478 и 1532
Фрауэнкирхе на Ноймаркте в Дрездене, около 1850
Антония Аббаса посещает демон во время плетения корзин, Антонио Темпеста, 1597
Апокалипсис,Солнечная Женщина и Семиглавый Дракон, Альбрехт Дюрер
Буква К из алфавита, мастер ES, 1420-1467
Дерево в большом саду в Дрездене, 1810
Нижний Рейн, 3-я четверть 15 в.
Мастер AM фон Зволле, около 1460-1490
Природа, Луи Мельхиор, 1565
Святая Вероника, Германия, 2-я половина 15 в.
Собрание кукольного театра
Один из крупнейших музеев, посвящённых такому специфическому на первый взгляд явлению как кукольный театр, также находится вместе с музеем саксонского творчества (о котором мы скажем несколько слов ниже) в Дрездене. В коллекции собраны более 50 000 экспонатов, где, помимо кукол находятся афиши, элементы декораций, эскизы костюмов и даже фигурки для домашних театров.
Самих кукол здесь также в изобилии, многие из них «выступали на сцене» ещё двести лет назад. Разнообразие налицо: марионетки, перчаточные, вертепные, тростевые куклы, куклы театра теней, механические куклы. Есть простые куклы для передвижных театров, есть куклы ручной работы, которым полагается имя, унаследованное от мастера не меньше, чем полотнам художников подпись-сигнатура. Даже тем, кто с детских лет не был в стенах кукольного театра, будет интересно заглянуть за кулисы и декорации, скрывающие магию театра.
Кошка, 1998
Афиша «Волшебника Каспера» и «Каспера врача»,1933
Дьявол из Смит Ютербога, середина 1920-х годов
Женщина с веером, Китай, 1980-е или начало 1990-х
Палач из пьесы Овидия, Аллин Макс Насо,1904
Человек на лыжах, Антон Джохлер, конец 19-го или начало 20-го века
Смерть, Поль Шнайдер,1940-1950-е
Восемь дикарей с копьями и стрелами из спектакля «Охота на льва», 1850
Крокодил, Евгений Синглдингер, около 1869
Лодка Симон с рулевым и четырьмя гребцами, Антон Джохлер, около 1900
Персонажи Театра, 1796
Собрание скульптуры
Где бы вы думали находится самое крупное собрание античных скульптур за пределами Италии? Думаем, у вас в этом нет ни малейшего сомнения. Расположенный нынче в Альбертинуме музей ждала схожая с другими выпускниками кунсткамеры «судьба», так что тратить время на её пересказ мы не станем, ведь не античностью единой – пять тысяч лет(!) человеческого творчества спрессованы в коллекции, охватывающие царства Древнего Египта, европейский ренессанс, барокко, модернизм, экспрессионизм, вплоть до современного искусства инсталляции.
Скифские золотые олени, маски египетских фараонов, языческие культовые статуэтки, скульптурные автопортреты футуристов 20 века; статуи и бюсты, барельефы и горельефы; от Эдгара Дега до Огюста Родена, от Поликлета до Макса Клингера… Колоссальная эклектичность коллекции производит удивительное впечатление – зрителя словно уносит смерч времени, бросая через века. Античная детальность сменяется экспрессионистской расплывчатостью, а то и полной абстракцией; мрамор уступает место металлу, который, в свою очередь, даёт дорогу пластику и полимерам… Собрание скульптур предлагает зрителю такое путешествие, которое грех пропустить.
Портрет Антиноя Осириса, 130-138 н.э.
Марс на повозке, Н. Клукарич, 1899-1900
Скифский олень, 1200-600 до н.э.
Горилла, хватающая женщину, Эммануэль Фремет, 2-я половина 19 века
Автопортрет, Эрнесто Де Фиори, 1923
Похищение Ганимеда,1200-600 до н.э.
Божество, Египет
Вилли Вольф, 1969
Мудрость, Мишель Коломб, 1507
Портрет погибшего Виллема Иосифа ван Гента, Ромбоут Верхульст, до 1676
Шере, Густав-Жозеф, 1894
Сидящий на корточках бабуин, Египет, поздний период
Нумизматический кабинет
Основой этой коллекции стали накопления герцога Георга Бородатого в далёком 1530 году. Ещё двести лет спустя её существенно приумножил другой курфюст – Август Сильный. А ещё сто лет спустя она стала музейной коллекцией. Эти имена ничего не скажут среднестатистическому отечественному зрителю, но покажут какой огромный промежуток времени требуется для накопления такой удивительно разносторонней коллекции, находящейся теперь в местном Дворце-резиденции.
Римские денарии, арабские дирхемы, немецкие брактеаты, греческие тетрадрахмы, да что там! – сарматские монеты в виде дельфинов и древнекитайские в форме ракушек каури – разнообразие поражает с первых страниц. Вопреки названию, в Кабинете присутствуют не только монеты, но и фалеры, иными же словами – медали самых различных видов: памятные и наградные, золотые и серебряные, подвесные и нет. Коллекция насчитывает около 300 000 объектов, что – дальше вы, вероятно, догадались – делает её одной из крупнейших в Европе. К слову, при Кабинете действует Библиотека и Учебный кабинет, где интересующиеся этим направлением всерьёз могут углубить свои знания и изучить некоторые объекты коллекции не через витрину, а непосредственно, через лупу. Впрочем, эта услуга доступна только офлайн.
Дельфин, Сарматия, 5 век до н.э.
Рубленая монета стрельба к открытию стрелкового в Дрездене, Саксония, 1554
Брактеат, Германия, 12 в.
Курфюрст Кристиан II со своими братьями герцогом Иоганном Георгом и герцогом Августом Саксония, 1597
Брактеат, Германия, 1156-1185
Гульден, Саксония,1530-1533
Тетрадрахм, Иония,180-140 до н.э.
Герцог Иоганн Фридрих II, Саксония, 1554-1595
Денарий, Рим, 1 век до н.э.
Возвращение Святого Креста в Иерусалим (медальон), около 1400
Медаль за успехи в Северной войне и Копенгагенском мире, Дания, 1660
Копия раковины улитки каури, Китай, около 1100-300 до н.э.
Талер, подвеска Леопольда, Венгрия, 1660
Этнографический музей
Этнографический музей находится в Японском дворце и представляет собой внушительную коллекцию из 160 000 экспонатов, большая часть из которых – фотографии, отснятые учёными во время экспедиций в самые отдалённые уголки мира: от вполне привычной нам Японии до далёкой и, несмотря на все старания Н.Н. Миклухо-Маклая, малоизвестной Гвинеи. Но и помимо фотографий музею есть чем похвастать – ритуальные маски, статуэтки, от деревянных до фарфоровых, есть даже целая коллекция резных гард (защита для руки) от самурайских мечей. Может быть это не самое яркое собрание среди богатств Государственного художественного собрания Дрездена, но одно из наиболее самобытных.
Индонезия, остров Моа, до 1900 года
Гарда самурайского меча Япония, период Эдо (1603-1868)
Нэцкэ пара, Япония, вероятно, 19 век
Фигура португальца, Королевство Бенин, предположительно 17 век
Пять мужчин с традиционными украшениями для тела и копьями перед самолётом, Папуа-Новая Гвинея, Фритц Луз, 1934-1937
Портрет семьи Даяков, Ява, 1870-1890
Ганеша на лотосовом троне, Индонезия
Маска, Индонезия, до 1898 года
Палка-марионетка, Индонезия, 1890-1901
Фигурка предка, Папуа-Новая Гвинея, до 1901
Оружейная палата
Иногда именуемая как Дрезденский исторический музей, Оружейная палата является одной из известнейших коллекций оружия, доспехов и исторической одежды в мире. Как и Зелёный свод, располагается она в Дрезденском дворце-резиденции. Изначально палата являлась хранилищем обычного оружия, потом там стали собирать более дорогие экспонаты для проведения дворцовых турниров местного курфюста; кое-что попадало в собрание в виде военных трофеев, например, после столкновений с турками в палате прибавилось восточного оружия. Даже много лет спустя, когда коллекция стала пополняться сознательно, она не становилась достоянием общественности вплоть до середины 19 века. Масштаб коллекции настолько велик, что на данный момент музей экспонирует дишь 5%(!) от общего количества раритетов в галерее Земпера в Цвингере.
Всего в музейных фондах находится более 10 000 видов оружия, доспехов, одежды и даже портретов. Приблизительно пятую часть коллекции (около 2200 экспонатов) занимает холодное оружие – сабли, кинжалы, шпаги, арбалеты. «Старшие братья» последних – пистолеты, ружья, мушкеты – насчитывают и того более – 3000 предметов. «Градус» красоты скачет от самых обычных, «повседневных» мечей и доспехов, до ювелирно исполненных щитов, гравированных и травлёных доспехов в изящнейших узорах, выполненных по индивидуальному заказу пистолетов.
Щит, Милан, до 1567
Арбалет, Лейпциг, 1586
Пистолет, Аугсбург,1560-1570
Охотничий нож с ножнами и 3-мя столовыми приборами, Дрезден, 1607
Пара кремневых пистолетов, Маастрихт, около 1660-1680
Ручной топор, Нюрнберг, около 1570
Церемониальный доспех для человека и лошади с седлом и экипировкой для верховой езды, Антверпен, 1562-1564.
Церемониальный доспех, Морион и Кюриссаттель, Антверпен, 1563-1564
Собрание фарфора
В коллекционировании фарфора немцы также одни из первых. Уже к 1733 году, когда почил Август Сильный, чью любовь к белоснежной, изящно расписанной посуде называли «фарфоровая болезнь», коллекция насчитывала приблизительно 35 000 изделий, привезённых из азиатских стран. Эта же зависимость сыграла значительную роль в развитии европейского фарфора – первая подобная мануфактура была открыта впервые в немецком Мейсене. Из сегодняшней двадцатитысячной коллекции в одном из павильонов Цвингера экспонируется лишь 10% изделий.
Наиболее яркими представителями собрания является китайский фарфор династии Мин (эпохи Канси, 17 век), японский фарфор какиэмон и имари, а также тот самый мейсенский фарфор первых лет. Здесь можно найти и утончённые фарфоровые «скульптуры» – иначе не назовёшь, – и декоративно-прикладные изделия вроде курительных трубок и, конечно, посуду любых видов: кувшины, тарелки, вазы, выполненные в разных техниках, но неизменно изысканно.
Трубка, Германия, около 1760-70
Бутылка с двумя горлышками, Германия, около 1725-30
Бюст шута, Готтлиб Фрёлих Киршнер, около 1730
Стервятник с поверженным какаду, Иоганн Йоахим Кендлер, 1734
Гуаньинь Бодхисаттва Милосердия, Япония, (1662 - 1722)
Арлекины, Иоганн Иоахим Кендлер, около 1740
Блюдце, Япония,1660-1680
Другие коллекции
Помимо прочего, на сайте Государственного художественного собрания Дрездена можно встретить коллекцию Музея декоративно-прикладного искусства, которая отражает как быт саксонских правителей, так и быт простых граждан, причём речь не только о 17-18 веках – создатели пытаются протянуть ниточку истории до самой повседневности, наравне с ремесленными украшениями двухсотлетней давности здесь представлены образцы современной дизайнерской мебели.
Печная плитка с изображением Давида, Германия, 17 или 19 век
Перекликается тематически с предыдущим и Музей саксонского народного творчества, объединяющий различные произведения искусства (от вполне художественных картин до детсадовской лепнины) по территориальному признаку.
Русская зима, Фредо Кунц, 2015
Арт-фонд Дрездена ещё один музей, где собраны произведения искусства (живопись, скульптура, графика, фотография, предметы декоративно-прикладного и концептуального искусства), созданные саксонцами с 1945 года по сей день (на данный момент более 30 000 экспонатов).
Бобр, Карстен Табель, 2017
Музей Грасси (точнее, одно из его подразделений – этнографический музей), также размещённый на сайте, заслуживает не меньшего внимания, представляя зрителю масштабную коллекцию этнографического материала. Однако, к Государственному художественному собранию Дрездена он напрямую не относится.
Настольный колокол,
Комментарии