Они не клоуны и не певцы
На модерации
Отложенный
Они не клоуны и не певцыТаковы ли Зеленский и Вакарчук, как их пытаются представить?
Политика / Новейшая история / Субъективные заметки
Сухомлинов Владимир
Певец Вакарчук стал политиком. Куда его заведёт эта стезя?
Фото: Владимир Астапкович / ИТАР-ТАСС
Если обобщить, что говорят о них на наших телеканалах (кнопки 1, 2, 4) и на радио (особенно «Вести FM»), то речь идёт о недоумках, случайно прорвавшихся на политическое поле. Артистишки-де столь ничтожны и управляемы, что над ними можно лишь потешаться. Видимо, кто-то решил, что вполне допустимо подавать «рядовому российскому потребителю» сложные вещи в упрощённом и грубом виде. Иным словом – мочить!
Между тем появление на Украине «неформатных» персон – не импровизация, а проект, у которого есть своя история. Когда президентом маленькой Чехии стал драматург Вацлав Гавел, этому очень удивлялись. Но ведь ранее даже большой Америкой правил бывший актёр Рональд Рейган. Как известно, послами бывали и мастера слова: Пабло Неруда (Чили), Чингиз Айтматов (СССР, потом Киргизия). В послевоенных США заметным политиком был Джон Лодж, прежде игравший в театре и кино вместе с Ширли Темпл и Марлен Дитрих. Правда, подобное считалось скорее исключением из правил.
Наступили иные времена. Смыслы в политике уходят на второй план, на первый в стычках с конкурентами выдвигаются узнаваемость, эмоциональное приятие массами, лозунги из интернета. И вот актриса и модель Линдси Лохан пишет у себя в «Инстаграме»: «В 2020 году я, возможно, выдвину свою кандидатуру на пост президента США». А разве отечественная Ксения Собчак из другого теста?
Просто где-то что-то в определённый момент оказывается востребованным, а где-то пока не проходит. Украина же явно нуждается в новых лицах и новых подходах – крепкие богатые дядьки (пусть даже с судимостью), решительные тётки с косой, даже вальяжные прожектёры типа Ющенко надоели до смерти. Ну, хочется украинцам мира и покоя, богатого застолья, весёлости и песен, ну, хочется, хоть тресни! А ещё – не надо им костюмов и галстуков, надо простых и открытых манер! Европы хочется!
А хочется – получите.
Новые фигуры появились. И явно без участия «руки Москвы». Нашлась рука с другого континента с известной программой отрыва Украины от России, раздробления православия, создания на территории хаоса и противостояния. После сыгравшего свою роль Порошенко на политической сцене появился 41-летний Владимир Зеленский – не просто популярный актёр, а преуспевающий менеджер в обличье юмориста. Он умело заработал немалые деньги, смог выгодно вложить и заручиться поддержкой тех, кто умеет делать их с ещё большим напором. А главное – смог взять за живое своим обаянием миллионы украинцев. Пока он с улыбкой лавирует, не очень, по понятным причинам, раскрывается, но на главном направлении продолжает дело предшественников. Первый президент Украины Кравчук, завзятый западенец, уже пригрозил Зеленскому новым майданом, если тот вдруг двинется в сторону России.
Певец Вакарчук – не менее примечательная фигура. Почему не поставили на него как на президента – трудно сказать. Наверное, можно сделать оговорку: пока не поставили, может, географически не очень правильный (родился на западе Украины, в Закарпатье).
Кто забыл, напомню: Вакарчук в политике – с середины 2000-х. А в 2015-м окончил обучение в Йельском университете по программе «построения сети мировых лидеров». В 2017-м его пригласили учиться и преподавать в Центр демократии, развития и верховенства права при Стэнфордском университете. За красивые глаза туда не зовут, и уж наверняка он совершенствовал в США не своё вокальное мастерство, а набирался иных знаний. Не удивлюсь, если кто-то из наших экспертов может намекнуть, что, мол, завербовали его американцы. А если и так, то кто докажет? Важнее – причины и следствия, не «что», а «почему» и «для чего».
Сегодня оба «новых» лица в центре внимания, к ним прислушиваются. За одного проголосовали две трети избирателей Украины, второй ранее успел побывать депутатом Верховной рады и сейчас со своей партией «Голос» способен пройти в новый состав разогнанно-нераспустившегося парламента.
Их приметили, и приметили не мы – тоже непреложный факт. И, слава богу, что мы не приметили – вряд ли нам нужны такие «партнёры».
Но жаль, что не приметили других – профессиональных, убеждённых, верных, а также и обаятельных. У нас лишь говорили о чём-то таком в промежутках между сменой посла-хозяйственника (Черномырдин) на посла без определённых умений, тихой мышки (Зурабов). Считалось, что никуда они, братья наши меньшие, не денутся – мы ж им нефть и газ!.. Братья навек, бла-бла-бла…
Делись.
Стоит прислушаться, какие песни поёт ныне лидер группы «Океан Ельзи» 44-летний Святослав Вакарчук. Совсем недавно он сказал, что нечистоплотные чиновники «разъедают Украину как раковая опухоль», и для украинцев настал час заявить: «Хватит!» Призвал сограждан «стать охотниками за нечестностью» и «чувствовать страх жертвы, за которой они охотятся». По его словам, киевские власти должны знать, что им пора уйти от рычагов управления «многострадальной страной». Он спрашивает: «Что характеризует эту систему? Слово «страх». Она боится всего на свете. Она боится своих избирателей, она боится потерять деньги, которые были украдены, она боится международных организаций – МВФ или Мирового банка, она боится Америки, России, Китая, Евросоюза, она боится всех».
Я лично подписался бы под этими словами, как, видимо, и некоторые из экспертов, которые на вечерних телепосиделках всё же подыгрывают похоронному маршу по Украине и потешаются над её «безмозглой элитой», забывая о мудром совете, что надо иногда и на себя оборотиться. Хотя, конечно, с Вакарчуком, как выразителем чаяний многих людей, особенно молодёжи, не всё так просто. В обращении к Владимиру Зеленскому он говорит: «Я предлагаю и президенту, и его команде, и Верховной раде, наконец, разработать закон, который стал бы регулировать все отношения с Россией как со страной-агрессором». И тут же стелит подстилку: «Нужна целостная политика. <...> Чтобы украинцы понимали, имеют ли они право торговать с РФ или ездить туда на концерты». То есть ничего, кроме заботы о соотечественниках, их правовой защите.
Возможно, не зря он учился в Йеле азам демократии и верховенству права. Ведь всё это применимо в практической жизни, есть страны, где гражданские институты работают куда эффективнее, чем на Украине или у нас. И далеко не всегда разговоры о демократии и праве – демагогия и популизм.
У нас же продолжается бесконечное обсуждение, плагиат ли допустил Зеленский в своей речи в Брюсселе, когда говорил о конце России как империи, или это подстава «агентов Порошенко». Мусолят, насколько он нарушает протокол, появляясь где-то без галстука и поедая шаурму на лесной поляне, гадают, умна или не очень его пресс-секретарь 32-летняя Юлия Мендель, и почему она что-то строчит в Сети по-английски. А на каком языке ей писать?
Если от теории вернуться к жизни, то надо упомянуть о сигналах Вакарчука в отношении Донбасса. Он говорит, что ждёт от украинцев «создания сказки», «настоящей свободной жизни», в которую хотели бы вернуться жители ДНР и ЛНР, и призывает не забывать, что по ту сторону линии разграничения тоже живут украинцы и нельзя считать их людьми «второго сорта».
У нас говорили нечто подобное о Донбассе, который-де должен показать всей Украине, как хорошо там всем живётся. Но слов (и не только о вышеназванном) гораздо больше, чем реальных достижений.
<hr/>
Кстати
Не стоит забывать: Юлия Мендель (на фото с президентом) участвовала в программе Всемирного института прессы (World Press Institute). WPI ежегодно выбирает 10 журналистов со всего мира, которые совершают поездку по Соединённым Штатам. Им показывают СМИ, аналитические центры, правозащитные организации, знакомят с политиками. В программе стипендий WPI засветились около 600 журналистов почти из 100 стран. Такая вроде бы стажировочка, но и своего рода кузница кадров, ступенька роста. Присмотрелись и к Мендель. Вскоре она уже представляла The New York Times на Украине, сотрудничала с Politico Europe, VICE News, CNBC и рядом других западных СМИ. Успела также поработать консультантом по коммуникациям во Всемирном банке, пройти стажировку по программе Солидарности имени Леха Валенсы и по программе THREAD в Йельском университете, окончила Варшавскую евроатлантическую академию. И ей теперь в «Твитере» по-русски писать? Не дождётесь. Важнее другой вопрос: есть ли у нас что-то подобное WPI? Почему молодёжь Украины, да и других стран всё чаще получает гранты, стипендии и едет учиться в Польшу, Литву, Германию, США, а не к нам?..
Комментарии
Просто где-то что-то в определённый момент оказывается востребованным, а где-то пока не проходит. Украина же явно нуждается в новых лицах и новых подходах – крепкие богатые дядьки (пусть даже с судимостью), решительные тётки с косой, даже вальяжные прожектёры типа Ющенко надоели до смерти. Ну, хочется украинцам мира и покоя, богатого застолья, весёлости и песен, ну, хочется, хоть тресни! А ещё – не надо им костюмов и галстуков, надо простых и открытых манер! Европы хочется!
А хочется – получите.
Переписала Светлана Сергиенко.