Хола

На модерации Отложенный

На протяжении 40 лет Мелита Норвуд передавала Советскому Союзу все секретные документы, которые оказывались на ее рабочем столе. Она сделала для СССР больше, чем Этель и Юлиус Розенберг, казненные в 1953 году". В Москве ее ценили больше, чем всех членов "Кембрижской пятерки" вместе взятых.

 



Ее разоблачили, когда она уже отошла от дел – ей было 87 лет.
 

И разоблачили случайно: перебежчик из КГБ Василий Митрохин в 1992 году привез с собой кипы копий секретных документов. MI5 и MI6 детально изучили бумаги. 
«В Москве у Норвуд был псевдоним "Хола", – сообщает Die Welt. – Она хранила верность Советскому Союзу независимо от того, руководил ли коммунистической сверхдержавой Иосиф Сталин, Никита Хрущев или Леонид Брежнев".

С 1932 года она работала секретарем в Британской ассоциации исследований в области цветных металлов. Это было исследовательское объединение, которое с годами приобрело ключевое значение для британской оборонной промышленности и ядерных исследований. Вероятно, с 1937 года она снабжала сотрудника советской спецслужбы НКВД копиями документов, которые оказывались на ее рабочем столе. Говорят, "Хола" знала о британских исследованиях в сфере ядерного оружия больше, чем министры послевоенного премьера Клемента Эттли, ведь лейборист (и последователь Уинстона Черчилля) распорядился о том, чтобы из соображений безопасности не все члены кабинета имели право быть посвященными в ядерные тайны Великобритании.



Когда Мелиту официально разоблачили, она была уже прабабушкой. Перед репортерами, собравшимися перед ее домом, она предстала безобидной и неосведомленной: "Моя память уже не та, что была когда-то". Но другие ее высказывания показали противоположное, ведь "Хола" также сказала: "Я снова поступила бы также". 
В разговоре с ВВС она объяснила свое предательство: "Я хотела предотвратить поражение системы, дорого заплатившей за то, чтобы обеспечить простых людей доступными продуктами питания и транспортом, образованием и здравоохранением". Она была убежденной коммунисткой – очевидно, до конца своих дней.

Наказана она не была. Тогдашний министр внутренних дел Джек Стро решил, что 87-летней женщине ввиду ее возраста больше нельзя предъявлять обвинение. 
Норвуд умерла в 2005 году. О ее звании и государственных наградах – а они наверняка были – издание не сообщает.