Исчезнувшие острова

На модерации Отложенный

Исчезнувшие острова

Места на планете, которые ещё не нанесены на карту, часто называют «белыми пятнами». А вот каким цветом красить поверхности «лишних» картографических объектов, наука пока не определилась. Доподлинно известно лишь то, что изменения поверхности Земли происходят сплошь и рядом, и даже современные технические средства не позволяют избежать необходимости взять в руки ластик и стереть с карты лишний элемент.

Тайны холодной воды

История географии полна не только открытиями, но и «закрытиями». Особенно пестрит ими летопись освоения океана. Что не удивительно, учитывая, насколько мало изучены людьми его бездонные глубины. Разумеется, довольно просто найти и потерять в таких условиях целый горный хребет.
Северный Ледовитый океан — наименьший из четырёх океанов земного шара, расположен между Евразией и Северной Америкой. Его береговая линия сильно изрезана. Океан богат островами — по их количеству он занимает второе место после Тихого, и славится наиболее неровным рельефом. Хребты Ломоносова и Менделеева делят дно северных вод на три котловины — Нансена, Макарова и Бофорта. Помимо хребтов, в Арктическом бассейне обнаружены ещё другие, менее значительные поднятия, разделяющие упомянутые впадины на части. Так, между Гренландией и Шпицбергеном расположен порог Нансена — подводное возвышение, обособляющее Арктический
бассейн от Северно-Европейского. В последнем были твёрдо уверены авторы-составители «Краткой географической энциклопедии» за 1962 год. Как оказалось впоследствии — зря.
Буквально через несколько лет экспедиция советских исследователей океана необнаружила в указанном районе (между северо-восточной частью Гренландии и Шпицбергеном) никакого горного хребта. Правда, кое-где эхолоты указали на отдельные довольно значительные подводные горы, но из-за широких «проливов» между ними назвать их порогом было нельзя. Таким образом, названный в честь норвежского путешественника, океанографа и общественного деятеля подводный порог был «закрыт».

Испанский мираж

Если под водой терялись целые хребты, то над ней имеют склонность к пропаданию небольшие кусочки суши. Так, 300 лет переходили из одной географической карты в другую острова, которых никогда на самом деле и не было. В XVII веке испанские мореплаватели, пересекая Тихий океан, заметили группу островов, ранее никем не обнаруженных. Довольные удачным открытием, они назвали их Идху, Бонин и Волькано.
На обратном пути, видимо, насыщенном различными событиями настолько, что облик Идху, Бонин и Волькано несколько стёрся из памяти, испанцы вновь увидели эти острова. Не придав значения тому, что кусочки суши с другого бока могут выглядеть иначе, они снова дали им название. На этот раз одно на всех — острова Гангес. «Закрыть» их удалось только в 1965 году.

Необитаемый Ливерпуль и невидимка Томпсон

Несколько названий сменил и вулканический остров Буве, расположенный в южной части Атлантического океана вблизи Антарктиды. Окутанный непроглядным туманом, почти полностью скованный льдом, остров был открыт в XVIII веке французским капитаном Буве, который, согласно существовавшей тогда географической традиции, дал ему название в честь религиозного праздника — Мыс Обрезания Господнего. После этого остров… «потерялся». По крайней мере, проплывавший там несколько десятилетий спустя Джеймс Кук не смог его найти и резонно предположил, что острова и вовсе не было. А был айсберг.
Но прошло ещё 200 лет, и другой английской мореплаватель, капитан китобойной шхуны Линдсей, сумел разглядеть в тумане этот остров и именовал его в честь себя. А Ливерпулем остров Буве назвал английский капитан Норрис, также решивший, что до него никто сего острова не видел. Он же нашёл в этих водах ещё один кусочек суши, наименованный им Томпсоном. Остров Томпсона видели ещё и в 1893 году.

Но уже 5 лет спустя он исчез. На картах он «на всякий случай» обозначен, но найти его никто не может.
Что же касается острова Буве, то он всё так же находится там, где его видели сам Буве, Линдсей и Норрис. Остров принадлежит Норвегии, является одним из самых отдалённых островов (до ближайшей суши — берега Антарктиды — 1600 км), имеет интернет-домен верхнего уровня «.bv», который пока не используется и постепенно обрастает тайнами.
Одна из них касается пропажи в 1964 году экипажа корабля, потерпевшего крушение недалеко от острова. Спасатели обнаружили в центре суши лишь запасы, которые могли позволить людям выжить. Людей так и не нашли. А в 1979 году вблизи острова со спутника была зафиксирована вспышка, классифицированная как испытание ядерного оружия. Однако ни одна страна не взяла на себя ответственность за взрыв.

Земли-поплавки

Вулканические острова вообще отличаются непредсказуемостью. Некоторые из них, вдруг появившись, настолько быстро вновь скрываются под водой, что им и имя-то придумать не успевают. Один такой безымянный остров поднимался на 200 метров над уровнем моря в середине прошлого столетия недалеко от Японии. Примерно через год он вернулся под воду.
Остров Юлия задержался на поверхности между островом Сицилия и африканским побережьем немного дольше и успел получить сразу три названия. Юлией его нарекли итальянцы, Грэхэмом — англичане, Фернандесом — испанцы. После этого государства принялись спорить, кому же принадлежит новая суша. Итогов споров Юлия не дождалась, скрывшись в море. Эта история произошла в XIX веке. Чуть более ста лет спустя остров с тремя именами снова появился, а спустя некоторое время опять исчез.
А в 1935 году одна предусмотрительная японская фирма успела продать американскому тресту землю на нескольких небольших островах принадлежавшего тогда Японии Каролинского архипелага. Правда, превратить эту местность в рай из плантаций тропических культур американцам так и не удалось. Пока стороны оформляли документы, острова скрылись под водой.

Тающие острова

Море Лаптевых — окраинное море Северного Ледовитого океана — насчитывает несколько десятков островов.
Это одно из самых суровых по климату арктических морей. На его побережье встречаются выходы реликтового льда, в толще которого исследователи находят многочисленные останки мамонтов. И в этом же море были потеряны Васильевский и Семёновский острова.
Эти острова наносились на карты, изготовленные уже в XIX-XX веках. Согласно истории исследования моря Лаптевых, впервые человек посетил остров Васильевский зимой 1815 года. Им стал якутский промышленник Ляхов. Описание же острова, его размеров и координат сделал восемь лет спустя лейтенант русского флота Анжу. В это время узкий остров имел длину почти 6,5 км, но уже к 1912 году он сократился более чем на половину. А в 1936 году Васильевского острова уже не обнаружили.
Разрушение Семёновского острова проходило ещё более интенсивно. Почти за сто лет с момента проведения его первого измерения в том же 1815 году размеры острова сократились почти в пятнадцать раз. А в 1936 году процесс уничтожения этой суши принял катастрофические масштабы.
Причиной такого таяния островов является морская вода, имеющая положительную температуру. Ведь Васильевский и Семёновский острова, как и целый ряд однотипных им кусочков земли в море Лаптевых, на самом деле являлись огромного размера ледяными глыбами с песчано-глинистыми отложениями. Из почвы состоял только верхний слой острова, до одного метра толщиной. Морская вода разъедала ледовое основание и разбивала его волнами. Исследователи, наблюдавшие за этим процессом, отмечали, что гибель суши происходила буквально на глазах. Огромные глыбы островной породы откалывались и падали в море, сопровождаемые оглушительным гулом, напоминающим пушечные выстрелы.

"Тайны ХХ века" №9, 2009 г.