Мы предали свою страну как только стало трудно

На модерации Отложенный

В конце восьмидесятых,  еще  в  СССР,  уровень жизни простого советского человека  и без того, не особо высокий (хотя скорее не низкий, а какой-то слишком простой)  стал падать с особой скоростью.  Пустота в магазинах удивляла даже наших, не избалованных дефицитом граждан. Не смотря на  замки на нашей границе, все таки нельзя сказать, что бы  наши граждане не знали (конечно  довольно поверхностно) как живут люди за рубежом. Из Афганистана наши солдаты привозили вещи,  которых внутри страны в принципе было не найти, японские магнитофоны (маде ин Тайвань), американские джинсы (маде ин Китай),   швейцарские часы  (маде ин Сингапур). Кроме этого наши люди ездили и в Европу. Соцстраны были более открыты миру, там по нашим понятиям был «коммунизм».  Ездили и в настоящие кап. страны Грецию, Германию, Италию, наконец и в США (были и такие). Как ездили, второй вопрос, кто туристом, кто как командировочный, кто то плавал или был  дипломатом,  но главное, что мы знали – на западе люди живут лучше,  чем живем мы.  Видевшие эти чудеса рассказывали о ста сортах колбасы в  колбасных отделах и стольких же сортах сыра в  молочных.  А еще рассказывали о супермаркетах, это вообще воспринималось как сказка.  Уже тогда в наших незрелых умах возникал вопрос: «А почему и них так, а у нас так?» Особо продвинутые граждане (часто институтов не кончавшие, и уж точно не читавшие Адама Смита)  объясняли что в наших магазинах ничего нет потому что ,  во-первых,  мы слишком многих кормим. Это и страны социалистического лагеря которых было целых  четырнадцать , и развивающиеся страны- разные там Индии, Эфиопии, Анголы и еще целый взвод.  Во-вторых, у нас слишком большая армия, и слишком большой  Военно-Промышленный Комплекс,  выпускающий  продукцию, которая народу не нужна.  В-третьих,  слишком много у нас развелось чиновников, представьте себе, говорили эти знающие, в СССР  целых  400 тысяч  чиновников! А ведь они, не сеют, не  пашут.  В четвертых  и самое главное, говорят, у нас в стране низкая производительность труда. У них там на Западе и автоматизация и роботизация и программирование, а у нас мол все кувалдой, да напильником. А  сельхозпродуктов они производят столько, что им мол,  даже платят, что бы  не работали, цены не сбивали. Поэтому и вещей у них полно и жратвы.  Позже это же, почти теми же словами нам стали объяснять  наши доморощенные экономисты.  И это было очень похоже на правду. Значит, если мы устраним эти досадные заморочки, то заживем по-человечески? Да, а для этого нам нужно перестраиваться. Ну, перестраиваться, так перестраиваться.

А жизнь продолжается и чем дальше, тем хреновей.  В магазинах пусто, Горбачев делает какие-то нелепые действия  внутри страны (просто не знает что делать)  и  ездит по заграницам, где клянчит кредиты.  Все подтверждается, действительно, это мы, такие идиоты.  Весь культурный мир,  как сыр в масле катается, а мы в г-не.  

События разворачиваются,  1989 год,  одна за другой отказываются от социализма  страны соц.лагеря.  За  какой-то год,  мы вдруг освободились от «нахлебников», а не полегчало, только долгов прибавилось. Дальше, больше -  появился  борец с привилегиями  Ельцин Б.Н. ,  потом   август 1991 года, ГКЧП,  декабрь 1991 и наконец,  Гайдар.  С начала 1992  принята,  какая то,  программа по переходу к рыночной экономике.  Оценка этой  программы и ее воздействия на экономику России  я детально рассматривать не буду, замечу только, что  уровень (и качество) экономики  практически в полном объеме,  не  увеличился  (вернее снизился больше чем после войны).  Были «отпущены»  цены.  В течении каких-то, нескольких месяцев,  магазины наполнились товарами. Люди стали жить новой жизнью, да конечно вроде бы, денег стало меньше, но товаров  больше. Казалось, вот пройдет неразбериха, и наступит нормальная жизнь, как в кино.   Но ни в 91, ни в 92 годах никаких улучшений. 

Избавились от «подбрюшья России»- среднеазиатских республик, хотя они, скорее всего для России были источником продовольствия,  и хотя простые люди лучше жить не стали, но продукты из магазинов не пропали .    На волне недовольства народа, возникший конфликт ВС и Президента  так же пережили, никаких улучшений. Приватизация,  выборы 1996 года (апофеоз бесстыдства Ельцина и ельцинцев).

 С  самого 91 года наша армия и наш ВПК  на голодном пайке, ни о каком  мощном ВПК речь уже не идет. Военные получают мизерные зарплаты и содержание, солдаты голодают. Наступило время когда стало возможным сказать, что ни армия ни ВПК  не являются обузой государству, потому что от него ничего не получают, но жизнь  простых граждан  это  в лучшую сторону не меняет, денег у населения нет, но в магазинах все есть.

 Живем дальше, залоговые аукциона, рейдерские захваты и банкротства,  высокодоходные гос.облигации,  приведшие  в итоге,  к августу 1998года. В се эти события, практически с 1992 года проходят на фоне умопомрачительного роста  количества чиновников. В России  с ее 145   млн. человек  чиновников стало больше, чем в 280-ти миллионном СССР.   В СССР политический класс (номенклатура плюс военные всех типов) составлял 0,1% от численности населения (примерно 400 тыс. человек при численности населения примерно 280 млн человек)», (данные 1981 года). Между тем в России в 2000 году политический класс составлял уже 0,8% населения (1,2 млн при численности населения 145 млн человек). К 2009 году  страна подошла с ошеломляющими результатами: политический класс перевалил за 3 млн, а численность населения уменьшилась. Казалось бы, чиновники нас объедают хлыще, чем в СССР, но  в магазинах всего полно.

К 1993-94 годам вопрос о производительности уже не стоял, вся промышленность лежала на боку. Не только не стало новых вакансий  практически на всех предприятиях , не только уменьшилась зарплата и ее перестали платить вовремя и в деньгах, но и сами предприятия стали исчезать. Я помню заводские цеха, где вырваны все кабеля, вывезены и сданы в металлолом станки, выбиты окна и сняты двери. Когда приходилось проезжать через села, грустно было видеть  поля, заросшие кустарником, давно не паханные, видеть разбитые фермы, на которых не так давно еще был скот, а теперь  и стены то не везде есть. Сначала я вообще не понимал, как люди выживают, потом понял, большинство населения своими огородами и своей картошкой. Заработная плата в принципе  не могла  позволить выжить.  И при этом в магазинах, как сказали бы в советское время «все есть»

После того, как Ельцына задвинули, наконец то, а Путин стал не только из всех сил держаться за власть (как ЕБН), но и что то делать, зар.плата  работающих и пенсии  выросли и  сегодня, по покупательной способности,  примерно сравнялись с зарплатами советского периода 1989-90 гг.

   Все время пока  под видом реформ, «демократические» власти  издевались и обворовывали население,  я  тоже  бился за жизнь. Было очень трудно,  из Узбекистана  пришлось уехать, продав квартиру за бесценок, деньги быстро кончились (их и  не могло хватить на жилье в России), с двумя детьми, мы жили на правах бомжей, работали подолгу не получая денег,  но все таки, карабкались и в принципе со своими проблемами справились. Все это время, мне было не до размышлений, но сама жизнь расставляла все по местам, стала вырисовываться картина вызывающая  некоторое удивление.

В СССР заработная плата  работающего  человека (например,  рабочего на стройке),  составляла примерно 200 рублей.  Сегодня, это около 20 000 рублей, не так уж много,  но и не меньше современной  зарплаты строителя.  Возможностей подзаработать на стороне, тогда  было не меньше, чем сегодня. То есть, если советский человек получал зарплату 200 рублей (особенно если учитывать, что жилье, образование, медицина и многое другое  было бесплатным, бензин и эл.энергия  почти бесплатны),  и мог на нее купить товар в магазине по государственным ценам  (советские цены,  по покупательной способности граждан, вполне соответствуют современным)  то  имел, совсем даже, неплохой уровень потребления. Главная проблема была в том, что в магазинах не было товара.  Акцентирую, главная проблема поднявшая людей, была не низкая заработная плата и не задержки  з/п (которых не было), не безработица,  а именно пустые полки магазинов.

Как нас уверяли, в наших магазинах пусто,  потому что:  1. Мы делаем много оружия, а не гражданской продукции. 2. У нас слишком много  дармоедов  (чиновников) которые не производят продукции.  3.  Мы слишком многих кормим (предоставляем помощь зарубежным странам)  4. У нас низкая производительность труда.

Я в анализе связи упомянутых причин с пустыми магазинами применю, конечно, несколько упрощенный подход  (для того что бы статья была не слишком уж длинная), но основное направление мысли будет вполне определенным.

Первое: Армия конечно же была структура увеличивающая затраты, но вот ВПК нет. Кроме того, что в нем работали миллионы людей и тысячи разных производственных единиц, что определяло  ВПК  как некую точку стабилизации страны,  этот комплекс производил продукцию. Эту продукцию можно разделить на  продукцию внутреннего и внешнего спроса.  За продукцию внешнего спроса, наше государство получало деньги, да,  очень много вооружений СССР продавал в кредит, но это обычное явление и совсем не обязательно  что мы не получили бы свои деньги в перспективе.  В любом случае, предприятия  ВПК выпускали продукцию не бесплатно. Вся продукция ВПК (и внутреннего и внешнего спроса),  была госзаказом и неизменно, а главное вовремя оплачивалась. Предприятия ВПК получали деньги  от государства на свои счета в банке и в банках же их держали. Эти предприятия не занимались снабжением населения товарами группы Б. Деньги на данные товары могли быть выделены государством (в СССР), исходя из анализа спроса или выданы в кредит  (в рыночных условиях)  предприятиям,   занимающимся оптовыми поставками,  только банками, исходя из  потребностей клиента и возможностей банка.  А возможности банков, как раз поступлениями от ВПК (особенно в такой милитаризованной стране как СССР)  могли бы быть увеличены (но по факту не увеличились).  Развал ВПК  мог только затруднить возможности снабжения населения товарами народного потребления, а снабжение с 1991 года стало намного лучше. Парадокс?

Второе: В СССР, как нам казалось, слишком много чиновников. Увеличение количества дармоедов в последующие годы, вплоть до сегодняшнего дня показывает как мы были наивны. Сегодня в 145 миллионной России чиновников примерно в 5-6 раз больше, чем в 280 миллионном СССР. Казалось бы одни чиновники должны нас объесть, но  наши магазины растут и в количестве и  в своих объемах и товаров (в советском понимании) завались.

Третье:  СССР  имел ведущую экономическую роль в содружестве социалистических стран. Еще, СССР вел свою политику по всему миру, привлекая на свою сторону развивающиеся страны, выводя их  из  под влияния США. Если бы наша страна разорвала эти связи и перестала бы поддерживать всех,  кого ни попади, только после 1991 года, то мне пришлось бы менее наглядно доказывать отсутствие связи между этими связями и полками магазинов. Практически, еще  в 1989  году, (за два года до развала)  СССР остался один. Средства, которые как,  казалось бы, должны были освободиться,  никак себя не проявили ни в 1990, ни в1991 годах. Вывод только один, их не было, по крайней мере в тех объемах, что бы улучшить жизнь населения СССР.  В СССР  магазины остались пустыми.

Четвертое: И самое простое.  Утверждалось что производительность  труда в СССР, по сравнению с Западными странами была ниже.  Допустим.  А начиная,  с 1991 года, она снижалась (если брать всю страну)  бешеными темпами. В, скажем 1995 году,  вообще ни о какой производительности, как факторе развития экономики страны, и речи не идет.  За какие-то несколько лет, СССР из  второй экономики мира, стал  чем то, вроде Зимбабве, только нефть нас спасла и атомное оружие.  Экономика и Сельское хозяйство упали в пропасть,  а товаров в магазинах столько, сколько не снилось советским людям.

Вывод, который я могу сделать из сказанного: низкий уровень жизни населения СССР, выражавшийся в тотальном дефиците товаров народного потребления, не  связан ни с одной из тех причин, которыми обуславливалась  необходимость , захвата  власти  Ельцыным и его командой.  Что необходимо было сделать для преодоления этого товарного кризиса, это отдельный разговор, но совершенно, для меня ясно, что делать  было необязательно. Необязательно было разрушать армию и ВПК, разваливать союз, предавать своих союзников, раздавать народное добро в руки пронырливых воров.  И вообще,  надо думать  побольше своей головой,  а не слушать сказки  доброхотов, предлагающих,  что то сначала сломать, для того чтобы потом, якобы, построить. В 1991 году, когда ГКЧП, как то не очень решительно попыталась спасти страну,  на улицы Москвы вышли тысячи людей, которых, даже тогда я не мог назвать иначе как идиотами и сволочами. Многие из них, потом говорили, что  если бы знали, что будет с нами потом, никогда бы не вышли  на улицы в 91. Но никто не вышел и на защиту своей страны. Мы предали свою страну из за того, что в магазинах нечего было купить, как только стране стало плохо, мы ее предали.