G-20: "Индивидуалисты" в поисках «коллективизма»

На модерации Отложенный


 


Фото пресс-службы Президента России

 

 

Надеюсь, что самые заинтересованные читатели ознакомились с основными декларациями, принятыми прошедшим на днях саммитом «Большой Двадцатки» (G-20) в японском городе Осака.

Да, для начала разговора напомним о составе саммита G-20 в Осаке: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Германия, Европейский Союз, Египет, Индия, Индонезия, Испания, Италия, Канада, Китай, Мексика, Нидерланды, Республика Корея, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Сенегал, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Таиланд, Турция, Франция, Чили, ЮАР и сама Япония.

Скажете – указано более 20-ти участников? Да, правильно. Дело в том, что на нынешнюю встречу в верхах были приглашены лидеры Египта, Нидерландов, Испании, Вьетнама, Сенегала, Чили, Таиланда и Сингапура, и, конечно, генеральный секретарь ООН.

Поэтому и фото участников такое впечатляющее:

 


Фото АР

 

 

 

Так вот, среди этих документов одобренных саммитом, назовем такие, как «Осакская декларация по вопросам цифровой экономики», «Заявление глав государств и правительств «Группы двадцати» в Осаке о предотвращении использования интернета для целей терроризма и насильственного экстремизма, ведущего к терроризму». В этом Заявлении, в частности, сказано о том, что страны G-20 выступают «за обеспечение открытого, свободного и безопасного Интернета. Интернет не должен быть прибежищем для террористов и использоваться ими для вербовки, подстрекательства к террористическим актам и их подготовки». И – далее: «Мы обязуемся продолжать совместную работу по решению данной проблемы, в том числе, путем обмена опытом как внутри наших государств, так и в рамках международных форумов и инициатив». Не означает ли это «мы обязуемся» в устах западников отказ от провоцируемых ими «гибридных войн», включая атаки на Россию через мировую Сеть? Мы же помним, как недавно была атакована хакерами в разгар нападок США на Венесуэлу энергетическая система этой страны, и Мадуро указал на американский след в этой провокации. Во всяком случае, это обязательство, зафиксированное в Декларации, надо бы «взять на карандаш».

 

 

Глобализация забыта?

 

 

Ещё показательнее стал документ под названием «Осакская декларация лидеров стран “Группы двадцати”». И, знаете, почему он так «показателен»? По той простой причине, что в этой согласованной всеми и подписанной всей «Двадцаткой» бумаге ни слова нет ни про «осуждение протекционизма», ни про успехи «глобализации». Слова «протекционизм» и «глобализация» там отсутствуют. И «имеющий уши да услышит…» Видно, ведь, как США «уходят в протекционизм», отбросив принципы «свободы торговли», а столь милая их сердцу «глобализация» скромно переименована в «глобальную экономику» и прочие формулы, уводящие от смысла увядания процесса. Можем ли мы после этого сделать вывод, что «с глобализаций покончено» уже на уровне понимания G-20?

И вот на этом фоне скрытых от широкой публики смыслов в основном документе саммита «Осакская декларация лидеров стран “Группы двадцати”» мы читаем, извините, банальности. По заголовкам: «Глобальная экономика», «Торговля и инвестиции», «Инновации: цифровизация, свободный поток данных при условии доверия», «Содействие устойчивому глобальному экономическому росту», «Избыточные мощности», «Инвестиции в качественную инфраструктуру», «Глобальные финансы», «Борьба с коррупцией», «Создание эффективного цикла экономического роста путем устранения неравенства», «Трудовая деятельность и занятость», «Расширение прав и возможностей женщин», «Туризм», «Сельское хозяйство», «Создание инклюзивного и устойчивого мира», «Здоровье населения мира», «Вопросы окружающей среды и связанные с этим вызовы» (здесь впервые в этой Декларации введен термин «вызовы»), «Изменение климата», «Энергетика», «Окружающая среда», «Перемещение населения и миграция».

Как будто документ принят в разгар стабильного развития мира, не имеющего критически важных конфликтов… И только в пункте 4 сказано о реальной заботе, хотя и весьма лапидарно: «…темпы роста остаются низкими, и сохраняются риски его замедления. Наиболее важно отметить усиление торговой и геополитической напряженности. Мы продолжим бороться с этими рисками и будем готовы принять дополнительные меры». Остальное, как будто «в полном порядке»?

«И это – всё?» - спросит заинтересованный читатель. «И это – всё», ответят авторы документа. Следующий вопрос: «Только ради этого все собрались в Осаке?» А вот здесь вариативность ответов просто зашкаливает.

Одни комментаторы подчеркивают, что только в рамках G-20, а не ООН, собираются вместе мировые лидеры безо всяких «предварительных условий». Другие комментаторы указывают, что особенности этого события в последние годы выражаются в более эффективной работе «по три», «по два», «по интересам», но не на общей площадке, где собираются все участники сразу. Этакий мировой клуб, в котором каждый допущенный за его закрытые двери, волен общаться в соответствии со своими желаниями.

 

 

 

 

Яркий пример того, как остался в одиночестве уходящий с должности глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер:

 

 

 



 

 

То есть, оценивая общий сбор мировых лидеров в Осаке, мы не можем не подметить особенность нынешнего саммита – главное происходило не на коллективном уровне всей G-20, а на уровне отдельных встреч с ограниченным числом участников: главы стран БРИКС, Трамп-Путин, Трамп-Абэ, Путин-Си-Моди, Трамп-Болсонару, Путин-Макрон и других.

Владимир Путин провел несколько встреч на высшем уровне: с наследным принцем, главой минобороны Саудовской Аравии Мухаммедом Бен Сальманом Аль Саудом; с президентом Египта Абдельфаттахом Сиси; с канцлером Германии Ангелой Меркель; с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом; с президентом Республики Корея Мун Чжэ Ином; с президентом Франции Эммануэлем Макроном; с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй; с лидерами Китая и Индии Си Цзиньпином и Нарендрой Моди; с президентом США Дональдом Трампом; с президентом ЮАР Сирилом Рамафозой; с лидерами БРИКС.

Насыщенные графики встреч и бесед были у всех участников саммита G-20. А то, что на эту площадку стали напрашиваться те, кто изначально в «Большую Двадцатку» не входили – лишнее подтверждение того, как велико желание примкнуть к «сильным мира сего». Тем более, что во многих странах мира растет ощущение нарастающих перемен: отсутствие даже упоминания любимейшей десятилетиями «глобализации» в финальной Декларации – не это ли маркер сегодняшних забот, как жить дальше без глобализации?

Очень похоже, что прежние союзы и объединения стран пришли к черте форматирования, и каждому «новому индивидуалисту поневоле» предстоит искать и новых партнеров, и новые форматы сотрудничества. Уж на что была крепка «атлантическая солидарность», но и она трещит от перенапряжения в отношениях США и Европы. А, уж, про начало фрагментации Евросоюза в виде Brexit пишут уже все подряд. Так, что «индивидуалисты» начали реально искать новые формы «коллективизма». Иначе в бурных водах мировых перемен в одиночку не выплыть. И только Трамп смотрит на это по-другому…

Да ещё в канун саммита Владимир Путин взбудоражил западное общество и прессу своими оценками в интервьюбританской газете «Financial Times» – рупору западного финансового истеблишмента: «Ну, конечно. Во времена холодной войны было плохо. Была холодная война, но были хоть какие-то правила, которых придерживались или старались придерживаться. Сейчас, похоже, правил вообще не существует. И в этом смысле мир стал более фрагментированным и менее предсказуемым, что самое главное и самое печальное».

То есть, старые правила отмирают по мере увядания старого мира, а новый мир свои новые правила и структуры по их контролю ещё не сформировал. И никто кроме Путина про это в рамках, да и за рамками саммита G-20, не напомнил. Хотя видно, как эта проблематика интересует буквально всех. Значит, и это интервью – часть недосказанных в Японии оценок?

А Вы заметили, что термин «печаль» в последние годы постоянно используется представителями российского руководства для характеристики западной политики?

 

 

 

 

БРИКС демонстрирует норов и намерения

 

 

Но, реальная работа на формирование «пост-глобализированного мира» проявилась уже в Осаке на встрече лидеров БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Заметим, что страны БРИКС – от саммита к саммиту, за годы существования объединения с середины 2000-х – почти никогда не выступали в ролях фрондеров. Восточная мудрость сдерживала их эмоции и не позволяла особо проявлять свои намерения. Мир большой. Запад силен. Бодаться небезопасно. Однако, те времена, похоже – позади.

Вот – некоторые оценки, прозвучавшие на этом мини-саммите БРИКС в Осаке:

- Си Цзиньпин призвал страны БРИКС активизировать сотрудничество в сфере инноваций,

- Си Цзиньпин призвал страны БРИКС противостоять односторонним санкциям,

- Си Цзиньпин назвал протекционизм развитых стран главным риском для мировой экономики,

- Моди заявил о необходимости реформирования институтов ВТО,

- Путин: интеграция платежных систем стран БРИКС помогла бы устойчивости банковских систем,

- Путин предложил БРИКС обсудить шаги по снижению волатильности цен на топливо,

- Путин: БРИКС мог бы активнее заниматься глобальной энергетической безопасностью,

- Путин призвал страны БРИКС активнее использовать расчеты в нацвалютах,

- Путин: БРИКС должен добиваться реформы МВФ,

- Путин: Любые попытки разрушить ВТО недопустимы,

- Путин призвал БРИКС совместно искать решения накопившихся в мировой торговле проблем,

- Путин: необходимо сформировать ясные правила работы транснациональных корпораций,

– Путин: саммит БРИКС летом 2020 года пройдет в России.

И сразу после этого посыпались «новости» по теме:

- ВТБ России согласился принять платежи от Индии за российское вооружение в евро,

- БРИКС договорились провести более сложные тесты пула условных валютных резервов.

Похоже, что команда БРИКС не только подготовилась к самостоятельным действиям в условиях мирового «шторма», но и открывает их.

У бразильского президента Болсонару настроение было испорчено известием о том, что, по сообщениям прессы, «в его самолете, отправляющегося на G-20 через Испанию, нашли кокаин». А одновременно в порту Дакара перехватили 238 кг кокаина, который планировали переправить из Бразилии в Анголу. Такие громкие операции не проводятся без цели – видимо, Болсонару пытаются склонить с определенным действиям, например, в отношении растущего влияния БРИКС либо ослабления влияния Бразилии в иных вопросах, критичных для слабнущих глобализаторов. Очень уж все к месту и ко времени «затеяно» и «вскрылось». Как первый результат такого давления – президент Бразилии отменил встречу с лидером Китая и срочно улетел.

Недаром же сказано в Совместном заявлении лидеров БРИКС в Осаке: «Мы с удовлетворением отмечаем, что в последнее десятилетие страны БРИКС были основными движущими силами глобального роста и что в настоящее время на их долю приходится почти треть мирового объема производства. Согласно прогнозам, в период до 2030 года страны БРИКС по-прежнему будут обеспечивать более половины глобального экономического роста». Это же – сила! А за счет чего и кого ослаблять БРИКС? А кто там «слабое звено»? Сегодня, как выясняется – Бразилия…

А Россия с Китаем и с Индией, по итогам своего трехстороннего саммита в Осаке оповестили, что могли бы вместе выступить за реформирование МВФ и сохранение роли ВТО, как основополагающей мировой торговой структуры. А также о том, что формат РИК (Россия, Индия, Китай) приносит хорошую отдачу при согласовании подходов по наиболее значимым вопросам работы ключевых международных организаций, таких как ООН, БРИКС, ШОС и G-20. Об этом сказал Владимир Путин, подводя итоги встречи трех Азиатских Гигантов.

В более широком плане сотрудничество в формате РИК «могло бы стать примером для создания современного справедливого многополярного мироустройства, отрицающего протекционизм, политику односторонних действий и незаконных санкций», - подчеркнул президент России.

Да, пока глобалисты атакуют Бразилию, Россия с Китаем прямо в разгар саммита G-20 объявили, чтобы всем было слышно: доля инвестиций золотовалютных резервов РФ в китайские активы, выраженные в юанях, выросла за последний год до 15%. Да ещё о том, что подписано Межправительственное соглашение о переходе на расчеты в национальных валютах. Согласно ему платежи будут проводить ВТБ и Торговый банк Китая. Немалый сегмент мировой экономики уходит из-под доллара на наших глазах...

Более того, и европейцы в канун G-20, кажется, решили вопрос о финансовом инструменте в дальнейшей торговле с Ираном. Во внешнеполитическом ведомстве ЕС объявлено – США в пику! – что торгово-финансовый механизм с Ираном, известный как INSTEX, провел первую транзакцию. Заявлено, что механизм и работа по поддержке легальных торговых обменов с Ираном выполнена, и первая транзакция по этому каналу произведена. О чем с чувством глубокого удовлетворения сообщает иранское информационное агентство «Pars Today»: «Глава внешнеполитического ведомства ЕС сказала, что к нему присоединятся еще семь европейских стран, а также Франция, Германия и Великобритания, которые запустили этот механизм». А генеральный секретарь дипломатической службы ЕС Хельга Шмид официально заявила, что первые транзакции с Ираном по нему пошли, и к пользованию им уже строится заметная очередь из европейских государств.

Цена вопроса – как минимум, 50 млрд долларов. А, если подсчитать американские торговые санкции против продажи иранской нефти, плюс – инфраструктурные проекты и прочие торгово-экономические программы, заблокированные Вашингтоном, сумма потенциальных потерь Ирана вырастает до 100 млрд долларов. И вот примерно на эту сумму нацелились европейцы, создав, в конце концов, новую международную расчетную систему INSTEX, у которой гигантские перспективы в Евразии – вдали от англосаксонских берегов.